Русский язык - Орфографический тренинг 7-9 классы Е. А. Белова - 2015 год
Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях
Лексическая разминка
- Соедините слова с толкованиями их значений.
(Задание 35 ЕГЭ посвящено изобразительным средствам языка.)
1. Градация 2. Анафора 3. Оксюморон 4. Парцелляция |
A. Соединение несоединимых понятий. Б. Последовательность, постепенность в расположении. B. Единоначатие строк, предложений. Г. Замена одного слова другим, смежным по значению. Д. Членение одного предложения на ряд отдельных. |
Грамматическая разминка
- Отметьте, в каких словосочетаниях нарушены нормы сочетаемости слов. Запишите правильный вариант.
1) усвоить новую профессию ________
2) получить фиаско ________________
3) надеть шапку ___________________
4) баллотироваться депутатом________
5) веский вклад в общее дело________
6) играть значение _________________
7) оказывать покровительство________
8) основать выводы_________________
Орфографический тренинг
Правописание Н и НН в причастиях, отглагольных прилагательных и наречиях |
Различаем! |
1 В каких строчках во всех случаях пишется НН? 1) припая..ый конец, рва..ый рукав, варе..ая на костре; 2) нескоше..ый луг, броше..ый камень, неслыха..ое дело; 3) рисова..ый мультфильм, ране..ый в ногу, свежеиспечё..ый хлеб; 4) вписа..ый треугольник, жаре..ый картофель, некраше..ый пол; 5) засея..ое поле, консервирова..ый горошек, непроше..ый гость. 2 В каких строчках во всех случаях пишется Н? 1) негашё..ая известь, кова..ый на четыре ноги, кипячё..ое молоко; 2) жёва..ый воротник, мудрё..ое решение, гружё..ый углём; 3) стреля..ый воробей, непроше..ый гость, золочё..ая пуговица; 4) трава уже скоше..а, купле..ый костюм, копчё..ая колбаса; 5) домотка..ая скатерть, лома..ая линия, тяжелоранен..ый стонал. 3 В каких строчках в обоих случаях пишется Н? 1) зва..ые гости, выражение лица неестестве..о; 2) победа заслуже..а ими, беше..ым галопом; 3) дети беспокойны и неуравновеше..ы, девочка румя..а; 4) неквалифицирова..ый труд, неувере..о отвечать; 5) она избалова..а бабушкой, рассея..о слушать. 4 В каких строчках во всех словах пишется НН? 1) рекомендова..ый на должность, решё..ый вопрос, вещи сильно изноше..ы; 2) иллюстрирова..ая брошюра, жела..ая встреча, ученики часто рассея..ы; 3) фасова..ый товар, беше..о кричать, рассея..ы по полю; 4) мощё..ая булыжником, сосредоточе..о слушать, девушка умна и образова..а; 5) шифрова..ая депеша, пута..о говорить, дорога дли..а. |
Слово является причастием (и пишется с нн), если у него есть хотя бы одна из следующих причин: 1) есть приставка; 2) есть зависимое слово; 3) есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-; (кроме жёваный, кованый, пока у них не появится причина 1 или 2); 4) слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (лишить, решить, купить, бросить). Исключение: раненый (пока у него не появится приставка или зависимое слово, тогда оно сразу становится причастием и пишется с нн.) В кратких причастиях эти причины искать не надо в них всегда одна н! При отсутствии указанных причин слово является отглагольным прилагательным и пишется с одной Н! Запомните написание слов: нежданный, неслыханный, негаданный невиданный, желанный. Различаем! 1. Краткое причастие (каков?) легко “перестраивается” в глагол прош. времени — пишется Н. 2. Краткое прилагательное (каков?) легко заменяется на прилагательное-синоним — в них пишется столько Н, сколько в полной форме. 3. Наречие (как?) — пишется столько Н, сколько в прилагательном, от которого наречие образовано. |
Текст
- Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Эстетика IKEA соответствует далеко (не) всем вкусам и уд..влетворяет отнюдь (не) каждого. (Не) мало найдётся людей которые считают товары с этой торговой маркой слишком пр..митивными и грубыми. В среде критиков фирме..ый стиль шведской к..мпании чаще всего определяют как “функциональный пр..митивизм”. Но само по себе такое определение (не) содержит (н..) какого негатива (во) первых пр..митивизм как самостоятельное эстетическое течение уже давно завоевал себе право на существование и огромное ко(л,лл)ичество п..читателей во всём мире а (во) вторых подтверждение функциональности продукции IKEA не может (н..) ра..матриваться как высокая оценка работы производителя предметов бытового назначения.
IKEA отрицает деление вещей на красивые и (не) красивые. В стилевое оформление жилища могут быть включе..ы очень разные, иногда самые элементарные, (не)затейл..вые и неожида..ые предметы и материалы — от пр..бабушкиных шк..тулок до (супер) совреме..ых светильников, (при) чём степень их эстетичности завис..т от целого комплекса условий, п..раметров и качеств формирующих конкретную среду об..тания человека. Поэтому товары фирмы демонстрируются обычно в специфических интерьерах; приём практически беспроигрышный поскольку соверше..о невзрачный на первый взгляд и абсолютно вроде(бы) (не) нужный покупателю предмет зачастую привлекает его внимание именно (за) счёт окружающей обст..новки и заставляет себя пр..обрести.
По да..ым независ..мых экспертов-маркетологов сегодня до 56% глобальных продаж IKEA составляют всевозможные бытовые аксе..уары и только 44% — собстве..о мебель. Доля “вспомогательных товаров” продолжает р..сти и по прогнозам специалистов в ближайшее время достигн..т 60%.
Пр..дельная экономия везде и во всём является генеральной стратегической линией к..мпании с первых дней и (в) течени.. всего времени её существования. Бренд IKEAнеизме..о зан..мает достойные места в числе мировых лидеров.
(По материалам журнала “GEO”)
1. Выпишите из последнего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи.
2. Объясните лексическое значение слов БРЕНД, ГЛОБАЛЬНЫЙ.
3. Выпишите из предпоследнего абзаца все частицы.
4. А как вы относитесь к стилю “функциональный примитивизм”? Напишите небольшое рассуждение на эту тему (6—8 предложений).