Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Имена существительные общего рода - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
1.1. На доске один ученик выписывает имена существительные мужского рода, второй — женского, третий — среднего из домашнего упражнения 214.
1.2. В это время один ученик рассказывает о категории рода имени существительного. Класс приводит примеры.
II. Целеполагание.
— Смогли бы вы ответить на вопрос: “Существительных какого рода в тексте нет?” (Существительных общего рода.)
— Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.
*При затруднении учащимся можно предложить обратиться к последним двум строкам стихотворения Б. Нормана на с. 174 и найти слово, род которого невозможно определить вне контекста. (Обжора (и он, и она, и оно) Время.)
III. Имена существительные общего рода.
3.1. Упр. 216 (задание 1).
3.2. Формулирование вывода: имена существительные общего рода могут обозначать лица как мужского, так и женского пола:
Какой ты умница, Миша!
Какая ты умница, Маша!
3.3. Распределительный диктант.
— Распределите имена существительные в два столбика:
1) с отрицательной оценкой;
2) без отрицательной оценки.
Мазила, тёзка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, работяга, тихоня, малютка, выскочка, симпатяга.
3.4. Работа с текстами.
— Запишите тексты.
— Найдите и подчеркните как члены предложения слова общего рода. Какую роль они играют в текстах?
1) Это был кот, потерявший всякую совесть. Кот-бродяга2 и бандит.4 Звали мы его за глаза Ворюга.4 (К. Паустовский)
2) Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга2 пылесос2.
(Е Серова)
3.5. Выборочный диктант.
— Выпишите только существительные общего рода.
— Кто автор этих примеров? (И.А. Крылов.)
1) “Ах, ты, обжора! Ах, злодей!” — тут Ваську повар укоряет.
2) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
3) “Как расшумелся здесь! Какой невежа!” — про дождик говорил на ниве камень лёжа.
4) Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
3.6. Уточнение лексических значений слов невежа (не вежливый человек, грубый, невоспитанный), невежда (неведающий, малообразованный).
IV. Подведение итогов урока и рефлексия.
V. Домашнее задание. Упр. 216 (задания 2, 3).