Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Устаревшие слова - ЛЕКСИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ
План урока
I. Проверка домашнего задания.
— Расскажите о группах слов по их происхождению.
— Приведите примеры исконно русских слов, заимствованных, старославянизмов.
II. Обращение к теоретическому материалу I—II § 11 на с. 79.
III. Закрепление. Упр. 75.
IV. Обращение к теоретическому материалу III на с. 80.
V. Закрепление. Упр. 77.
VI. Систематизация изученного материала.
6.1. Беседа по вопросам:
— Что такое устаревшие слова?
— Какие виды устаревших слов вам известны?
6.2. Заполнение таблицы примерами из упр. 78.
Устаревшие слова
Группа устаревших слов |
Историзмы |
Архаизмы |
Особенности |
Ушли из употребления вместе с предметами и явлениями |
Имеют в современном языке пару — синоним |
Примеры |
6.3. Найдите в толковом словарике в конце учебника слова с пометой “устар.”, “ист.”.
Предполагаемый результат: рабатка {с. 241), форум (с. 243).
VII. Работа с текстом. Упр. 80 (задания 1—5).
VIII. Подведение итогов урока.
Выполнение задания с кружком на с. 81.
IX. Рефлексия.
X. Дифференцированное домашнее задание. § 11.
1 вариант — упр. 79 (часть 1).
2 вариант — упр. 79 (часть 2, 3).
3 вариант — упр. 76.
Индивидуальные задания. 1) Подготовить презентацию “Школьного словаря устаревших слов русского языка” Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской; 2) подготовить презентацию словаря-справочника “Новые слова и значения”.