Тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А. Быстровой «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных организаций - Методическое пособие - 2014 год
Употребление местоимений в речи - МЕСТОИМЕНИЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК 148 (урок-практикум). Употребление местоимений в речи (§ 10)
План урока
*В начале урока учитель сообщает ученикам форму урока-практикума и напоминает, что главная цель урока — на практике (т.е. в деятельности) постичь законы языка и научиться применять их в собственной речи.
Предметом постижения на данном уроке станут местоимения 3-го лица и местоимение Вы.
Работу можно реализовать в разных формах (индивидуальной, парной, групповой).
I. Употребление в речи местоимений 3-го лица.
1.1. Упр. 57.
Предполагаемый результат — правило: личное местоимение 3-го лица заменяет ближайшее к нему имя существительное того же рода и числа.
1.2. Упр. 58.
II. Этикетные требования к употреблению местоимений.
2.1. Беседа:
— Знаете ли вы, что такое этикет?
— Уточните значение слова этикет в толковом словаре.
— Как вы думаете, почему на одном уроке встретились этикет и местоимения?
2.2. Наблюдение за языковым материалом. Упр. 59.
2.3. Обращение к рубрике “Говорим правильно” на с. 48.
2.4. Правила употребления в речи местоимения Вы.
— Познакомьтесь с материалами таблицы. Сделайте выводы.
Обращение на Вы свидетельствует о большей степени вежливости |
Обращение на ты свидетельствует о меньшей степени вежливости |
1) к незнакомому или малознакомому адресату |
1) к хорошо знакомому адресату |
2) в официальной обстановке общения |
2) в неофициальной обстановке общения |
3) при подчёркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату |
3) при дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату |
4) к равному и старшему (по возрасту, положению) адресату |
4) к равному и младшему (по возрасту, положению) адресату |
2.5. Упр. 60.
III. Подведение итогов урока и рефлексия.
IV. Домашнее задание. По записям в тетради повторить нормы употребления местоимений в речи, упр. 56.
УРОК 149 (урок-практикум). Употребление местоимений в речи (§ 10)
План урока
I. Проверка домашнего задания.
1.1. Два ученика на доске выписывают из домашней работы местоимения по разрядам.
1.2. Беседа:
— Какие местоимения употребляют в своей речи герои басни И. Крылова “Волк и Ягнёнок” и почему?
— Вспомните правила употребления местоимений ты — Вы в речи, местоимений 3-го лица.
II. Употребление местоимений во фразеологизмах. Упр. 61, 62.
III. Работа с текстом. Упр. 64.
IV. Формирование основ культуры речи. Упр. 65.
V. Подведение итогов урока и рефлексия.
VI. Домашнее задание. Повторить § 1 —10; на основе материала упр. 66 предельно кратко ответить на вопрос: “Какова роль местоимений в речи?”; упр. 63.