Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
✓ 1. Напишите диктант. Выполните задания.
Добыть шкуру чёрно-бурой лисицы — величайшее счастье, о котором только может мечтать охотник. Но это сокровище тщательно охраняется хитростью и быстротой самого зверя.
Чёрно-бурая лисица только зимой сильно отличается от обыкновенной. Чёрно-бурого лисёнка, пока он ещё не сменил своей детской шубки, легко принять за обыкновенного. Только с приближением зимы можно обнаружить красоту счастливца. И вот, когда прошла осень и наступили морозные ночи, темнеющая зимняя шуба Домино с каждым днём становилась всё пышнее и гуще, хвост с белым кончиком — пушистее, а тёмная полоса поперёк морды — всё чернее, резко выделяясь, подобно маске, среди обрамляющей её серебристой шерсти. Голова и шея также приобрели блестящий чёрный цвет. Наконец, как звёзды, усеивающие тёмное ночное небо, появились блестящие белые кончики волос на фоне чёрного, как мрак, меха. Тот, кто видел черномазого лисёнка в июле, ни за что не узнал бы его теперь, в ноябре, в полном блеске благородного зимнего наряда. Домино превратился в великолепного чёрно-бурого лиса.
(Э. Сетон-Томпсон)
Задания
1) Выполните фонетический анализ слова легко.
2) Разберите по составу слово сменил.
3) Выполните морфологический анализ слова ночное.
4) Разберите по членам выделенное предложение.
✓ 2. Напишите изложение.
Старый Лобо был гигантским вожаком стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпо в течение долгих лет. Его ночной вой был хорошо известен всем местным жителям.
Стая Лобо была невелика. Обыкновенно вокруг такого выдающегося вожака собирается значительная свита. Но Лобо или не хотел водить большую стаю, или её увеличению препятствовал его свирепый нрав. Несомненно одно: в последние годы жизни Лобо его стая состояла всего лишь из пяти волков, однако каждый из них пользовался известностью и отличался огромными размерами. Один из них, помощник Лобо, был настоящим гигантом. Но даже он далеко уступал Лобо в силе и проворстве.
Остальные волки этой стаи тоже обладали своими особенностями. Одного из них, красивого белого волка, мексиканцы называли Бланкой, полагая, что это волчица и, вероятно, подруга Лобо. Другой, жёлтый волк, отличался быстротой бега и, по рассказам, не раз догонял быстроногую антилопу. Жизнь этих волков была тесно связана с жизнью скотоводов, которые рады были бы их уничтожить.
Ежегодно в ход пускались всевозможные новые средства для их истребления, но они продолжали жить и благоденствовать, несмотря на все усилия и ухищрения своих врагов. За голову Лобо была назначена огромная премия, и для него всюду разбрасывались отравленные приманки, но он всегда угадывал присутствие яда и оставался цел. Одного он только боялся — огнестрельного оружия. Зная, что все жители этой области носят с собой ружья, Лобо никогда не нападал на человека и старался не встречаться с ним. У стаи было правило тотчас же обращаться в бегство, едва только кто-нибудь замечал днём человека, как бы далеко тот ни был в ту минуту. Лобо позволял своей стае употреблять в пищу лишь тех животных, которые были убиты ими самими, и это было спасением для них. Его тонкое чутьё давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы и оберегать стаю.
(По Э. Сетону-Томпсону)
✓ 3. Напишите диктант с элементами сочинения: придумайте и запишите окончание текста (3—4 предложения).
Наступила тишина. Слышно было только, как фыркали и жевали лошади да похрапывали спящие. Где-то не близко плакал один чибис и изредка раздавался писк трёх бекасов, прилетавших поглядеть, не уехали ли непрошеные гости. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту.
Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность. Увидел он то же самое, что видел и до полудня: равнину, холмы, небо, лиловую даль. Только холмы стояли поближе да не было мельницы, которая осталась далеко позади. Из-за скалистого холма, где тёк ручей, возвышался другой, поглаже и пошире. На нём лепился небольшой посёлок из пяти-шести дворов. Около изб не было видно ни людей, ни деревьев, ни теней... Егорушка поймал в траве кузнечика, поднёс его в кулаке к уху и долго слушал, как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка, он погнался за толпой жёлтых бабочек, и сам не заметил, как очутился опять возле брички.
(По А.П. Чехову)
✓ 4. Напишите диктант. Выполните задания.
У многих древних народов число семь считалось священным числом. В философии и астрономии Древнего Египта и Вавилонии оно возникло как сумма “чисел жизни”: мать, отец, ребёнок — три человека, представляющие основу жизни; а четыре — это число сторон света и направлений ветра, откуда к людям приходят животворные дожди, делающие землю плодородной.
Древнегреческий философ и математик Пифагор особый смысл этого числа также усматривал исходя из суммы трёх и четырёх. Треугольник и четырёхугольник математики древности считали совершенным творением. Поэтому их сумма, то есть число семь, считалась священной.
В древнеиудейской культуре числу семь также придавалось особое значение. В Священной книге написано, что Господь сотворил мир за шесть дней, а на седьмой день он отдыхал. И поэтому седьмой день следует считать священным. С тех пор число семь у иудеев, а позднее и у христиан стало особым.
С древних времён установились бесчисленные семёрки. Древние греки ежегодно выбирали семь лучших актёров. Как и древние римляне, они почитали семерых мудрецов. Рим был построен на семи холмах. В католицизме существуют семь смертных грехов и семь святынь. Для мусульман местом последнего просветления является Седьмое Небо. По народному преданию, дождь, начавшийся в день Семи мучеников, которых чтят христиане, не прекращается семь недель. Созвездие Плеяд называется также семизвездьем, хотя в нём можно насчитать до одиннадцати звёзд.
С числом семь мы также постоянно сталкиваемся в народных сказках и пословицах.
Задания
1) Приведите примеры названий сказок и пословицы, в которых фигурирует число семь.
2) Выполните морфологический разбор выделенных слов.
3) Разберите по членам выделенное предложение.
✓ 5. Напишите сочинение-повествование на тему “Кем были мои предки”.
✓ 6. Напишите сочинение-описание на тему “Моя планета”.
✓ 7. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Какая профессия самая интересная и почему”.
✓ 8. Напишите диктант.
Погода уже пятый день стояла отвратительная. Об охоте невозможно было и помышлять. Всё живое поспряталось; даже воробьи притихли, а грачи давно пропали. Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. Низкое, без всякого просвету небо из неприятно-белого цвета переходило в свинцовый, ещё более зловещий цвет. И дождь, который лил, лил неумолчно и беспрестанно, внезапно становился ещё крупнее, ещё косее — и с визгом расплывался по стёклам.
Деревья совсем истрепались и какие-то серые стали. Уж нечего было с них взять, а ветер опять принимался тормошить их. Везде стояли засорённые мёртвыми листьями лужи. Крупные волдыри, то и дело лопаясь и возрождаясь, вскакивали и скользили по ним.
Грязь по дорогам стояла невылазная. Холод проникал в комнаты, под платье, в самые кости. Невольная дрожь пробегала по телу, и становилось дурно на душе. Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок, а вечно будет стоять эта слякоть и слизь, и серая мокрота и сырость кислая. И ветер будет вечно пищать и ныть...
(По И.С. Тургеневу)
✓ 9. Напишите сжатое изложение.
24 августа 79 года. Обычное утро для этого времени года в Неаполитанском заливе. На улицах царит оживление. Люди спешат по своим делам. Никто не обращает внимания на Везувий. Величественный конус вулкана смотрит прямо в небо.
Неожиданно земля начинает дрожать. Раздаётся оглушительный взрыв. Столб из огня и дыма устремляется вверх, заслоняя небо. Дождь из пепла и камней обрушивается на город. Под обломками обрушившихся домов оказалось погребено много людей. Некоторые сгорели в огне или погибли под многометровым слоем пепла.
Разрушительная катастрофа уничтожила девять городов и деревень. Геркуланум был стёрт с лица Земли потоками раскалённой лавы. Помпеи оказался засыпан шестиметровым слоем вулканического пепла. Под дождём пепел стал твёрдым, как бетон, и слой грязи герметично покрыл руины обоих городов.
О повседневной жизни римлян мы узнали благодаря тем, кто вновь открыл эти погребённые города. О гибели Помпеев знали уже в 15 веке. Исследователи случайно обнаружили сообщение о катастрофе, написанное Плинием Младшим римскому историку Тациту. Он извещал о судьбе своего дяди, который погиб при извержении вулкана. Но никому в голову не пришла идея искать засыпанный город. Лишь в 1748 году возник интерес к Помпеям. А к настоящему исследованию древнего города в 1860 году приступил итальянец Джузеппе Фьорелли, оно продолжается и до сих пор.
✓ 10. Напишите диктант. Выполните задания.
Количество видимых на небе простым глазом звёзд кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.
Звёзды — это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.
Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды были причислены к тому или иному созвездию.
И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.
(По М. Гумилевской)
Задания
1) Разберите по членам выделенное предложение.
2) Из первого предложения выпишите все словосочетания.
3) Выполните разбор по составу выделенных слов.
4) Выполните морфологический анализ подчёркнутых слов.
✓ 11. Напишите изложение, включая в текст предложения с прямой речью.
Следы
В то лето жара испепелила всё вокруг. Олени, как и все животные, страдали без воды. Вожак большого оленьего стада, выбиваясь из сил, блуждал в поисках источника.
Гонимый жаждой, он совсем потерял осторожность. И случилось так: его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю. С горячим свинцом в боку, корчась от боли, олень медленно побрёл к ближайшему лесу и пропал. Но охотник не успокаивался, он шел по кровавым следам, он выслеживал раненого. Когда олень вновь появился на поляне, охотник послал в него вторую, на этот раз смертельную пулю.
Напрягая последние силы, олень поплёлся в глубь леса. И — о чудо! Он увидел то, что так долго искал: бурлящий голубой источник! Он опустился на землю, приник головой к ручью и напился свежей, шумящей, как сама жизнь, воды.
Но было поздно. Олень умирал. И тогда он услышал голос: “Тебе, наверное, страшно. Ты был неосторожен, ты оставил следы. Если бы не они, смерть не настигла бы тебя...”
Задыхаясь, олень ответил: “Нет, это счастье, когда оставляешь следы. По этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь, но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни”.
И олень умер.
(По М. Разумному)
✓ 12. Напишите диктант, выполните задания.
Родина
Долгожданный берег вырастает, отгремели дальние моря. Здравствуй, справедливая, святая, Родина прекрасная моя!
Ты была безбрежным океаном, тихой, с детства памятной рекой, лермонтовским парусом в тумане, пушкинскою избранной строкой. Ты была простором и раздольем, сказочной избушкой на юру, тёплым запахом ржаного поля, пионерским горном поутру. Ты была мечтою неустанной, явью наших самых светлых снов, золотым покоем Левитана, песнею Чайковского без слов. Ты была для нас насущным хлебом, воздухом, лучом, звездой во мгле, незакатною зарёю в небе и небесным светом на земле. Ты была берёзкой белоствольной, негасимым дальним огоньком, неоглядной степью, птицей вольной, знаменем гвардейским над полком. Ты была заводом многотрубным, стройкой на пустынном берегу, ты была окопом непреступным, высотой, не отданной врагу.
Я видал почти все государства, я прошёл все земли и моря, чтоб сказать тебе сегодня: “Здравствуй, Родина прекрасная моя!”
(М. Лисянский)
Задания
1) Выпишите слово с непроизносимым согласным звуком, выполните его фонетический разбор.
2) Начертите схему последнего предложения.
3) Выделите графически главные члены в первом предложении.
4) Выделенное слово разберите по составу.
✓ 13. Напишите диктант. Выполните задания.
Близ старинного городка Обояни медовый яблочный аромат не просто витает в воздухе — он царственно господствует над всеми запахами позднего лета. Благоухание яблок плывёт над садами, которым, кажется, нет ни конца, ни края. Сад-гигант разбежался ровными шеренгами фруктовых посадок и лохматыми гривами лесополос во всю ширь всхолмлённой равнины. Той самой равнины, где шестьдесят лет назад гремела, жгла огнём, сотрясала землю и небо невиданная в истории танковая битва.
Здесь, на Средне-русской возвышенности, в районе Курской дуги, 12 июля 1943 года произошло крупнейшее по масштабам танковое сражение. Собрав в мощный кулак самую современную технику — стремительные “тигры” и “пантеры”, сверхтяжёлые самоходные орудия, боевые самолёты, фашисты намерены были молниеносно протаранить русскую оборону, разметать и сокрушить всё живое и переломить ход войны в свою пользу. Около трёх тысяч танков, сотни тысяч солдат участвовали в этой битве. На русском поле сошлись две силы, две воли — и победила наша сила, наша воля. Бескрайняя степная равнина, которая утром была золотистой, готовой к жатве нивой, к вечеру превратилась в чудовищную свалку догорающей техники. Поле покрыли горы искорёженной стали, было нечем дышать, на десятки километров разошёлся смрад от выгоревшего бензина, смазочных масел и человеческой крови. Казалось, воздух хранит вой тысячи моторов, скрежет брони, оглушающие звуки от разрывов снарядов, крики и стоны людей...
Давно затянуло рваные раны земли, распаханы воронки от взрывов бомб и снарядов. На местах жестокого сражения встали строгие обелиски — дань памяти тем, кто сложил здесь голову, защищая Отчизну. Но, может быть, нет лучшего памятника погибшим, чем этот необозримый яблоневый сад, отягощённый плодами. В его свежем, чистом благоухании навсегда и бесследно растворился смрад горящего железа и смерти.
Весной над садами, облитыми бело-розовой пеной, в лесополосах и укромных рощицах, любовно сохранённых на неудобьях, гремят ликующие хоры знаменитых курских соловьёв. Есть ли реквием по погибшим солдатам более волнующий и прекрасный, чем гимн торжествующей жизни?
(По В. Ткаченко)
Задания
1) Выделите главные члены в предпоследнем предложении второго абзаца.
2) В предложениях третьего абзаца определите разряды всех местоимений.
3) Выделите корень и приставку в слове “неудобья”. Ориентируясь на значения этих морфем, сформулируйте значение всего слова.
✓ 14. Напишите диктант. Выполните задания.
Паук-подводник
Мы подошли к уже знакомой мне луже. В ней плавали водолюбы, крутились вертячки, ползали по дну личинки стрекоз. Было тут множество и других обитателей, но сейчас меня интересовал паук-подводник. Чтоб увидеть его, пришлось низко склониться над лужей и долго всматриваться. Наконец я увидел довольно большой белый колокол, прикреплённый к какой-то водоросли. Это и был дом водяного паука.
Строит водяной паук свой дом так: под водой около водорослей ткёт паутину вроде навеса, как и другие пауки. Он выпускает из своих паутинных бородавок жидкость, и в воде она превращается в паутину. Конечно, всё время паук под водой находиться не может. Время от времени он всплывает, набирает в лёгкие воздух и снова опускается под воду, чтобы продолжать работу. Но вот крыша готова. От неё к той части водоросли, которая поднимается над водой, паук протягивает паутинку и поднимается по ней на поверхность. Тело паука покрыто мелкими волосками и тоненькой плёнкой. Волоски и плёнка захватывают воздух, и паучок спускается вниз. Оттого, что он весь облеплен крошечными пузырьками воздуха, паучок под водой блестит, кажется серебряным. Поэтому его ещё называют серебрянкой. Спустившись под воду, он забирается под паутину и там освобождается от воздуха. Капелька воздуха поднимается вверх, но застревает в паутине. А паучок уже спешит на поверхность, захватывает новую порцию воздуха и опять спускается. Постепенно под паутинной крышей набирается много воздуха. Он поднимает крышу, и она становится похожей на колокол. В этом колоколе паук живёт: отдыхает, поедает добычу, которую ловит в воде. Если он захочет подышать, то поднимается на поверхность вплавь. Если ему надо натаскать воздух в колокол, то пользуется он для этого своей “паутинной дорогой”. Интересно, что паук-серебрянка вокруг своего дома развешивает сети, похожие на те, которые развешивают пауки сухопутные.
Задания
1) Разберите по составу выделенные слова.
2) Графически объясните постановку знаков препинания во втором предложении текста.
3) Выпишите из текста слова, однокоренные слову паук.
✓ 15. Прочитайте стихотворение Ярослава Смелякова.
Выпишите прилагательные с суффиксами -к- и -ск-, разберите их по составу. Три последних четверостишия выучите наизусть, запишите их по памяти и затем сверьте с образцом: проверьте орфограммы, знаки препинания.
Русский язык
У бедной твоей колыбели,
ещё еле слышно сперва,
рязанские женщины пели,
роняя, как жемчуг, слова.
Под лампой кабацкой неяркой
на стол деревянный поник
у полной нетронутой чарки,
как раненый сокол, ямщик.
Ты шёл на разбитых копытах,
в кострах староверских горел,
стирался в бадьях и корытах,
сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
закату подставя лицо,
забрал у Кольцова колечко,
у Курбского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
мукою запудривши лик,
на мельнице русской смололи
заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
хотя бы и больше могли,
чтоб им не одним доставалась
учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
и дедовским острым кваском,
писался и чёрной лучиной,
и белым лебяжьим пером.
Ты — выше цены и расценки —
в году сорок первом, потом
писался в немецком застенке
на слабой извёстке гвоздём.
Владыки и те исчезали
мгновенно и наверняка,
когда невзначай посягали
на самую суть языка.
Найдите в тексте стихотворения устаревшие слова, выпишите их, подобрав к ним современные синонимы.
✓ 16. Контрольное списывание. Спишите текст. Составьте схему последнего предложения.
О домовых
В старину при постройке изб русские крестьяне клали под угол фундамента пригоршни монет, чтобы умилостивить капризного домового.
Римские женихи вносили своих невест через узкий порог на руках, чтобы новая хозяйка понравилась таинственному покровителю, домовому.
Турецкие мусульмане тоже верили, что в каждом здании обитают свои джинны, которые не терпят дерзкого с ними обращения и могут развалить стены.
Но всему миру учёные бросили клич: “Долой домовых!”
(По П. Сигунову)
✓ 17. Письмо по памяти.
Выучите стихотворение Н. Рыленкова “Сказка моего детства” наизусть. Напишите его по памяти, затем проверьте все орфограммы и постановку знаков препинания, сверив написанное с текстом.
Сказка моего детства
Не собирал я редкие словечки,
но звук родной всегда в душе живёт.
Вот место, где сливаются две речки,
его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
такого слова не было и нет,
в нем пенье струй я слышу родниковых,
на шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
твердя стихи поэтов наизусть.
С помощью морфемного разбора поясните, почему место, где сливаются две реки, в народе называют сутоками. Подтвердите свою точку зрения, подобрав к этому слову однокоренные слова.
Слово сутоки — диалектное слово, т.е. им пользуются люди, живущие в определённой местности. Приведите 2—3 диалектизма своей местности.
✓ 18. Напишите подробное изложение.
Кольцевание рыб
Кольцевание рыб даёт возможность изучить пути их передвижения, продолжительность жизни, рост. Кольцевание, например, помогло узнать, что щуки живут более двухсот лет.
В тысяча семьсот девяносто втором году вычищали Царицынские пруды под Москвой. Была поймана щука около двух метров длиной и тридцати пяти сантиметров шириной. Рыбу осмотрели и обнаружили в её жабре золотое кольцо с надписью: “Посадил царь Борис Фёдорович”. Оказалось, что этой щуке более двухсот лет.
Известен и другой факт. В тысяча четыреста девяносто седьмом году в Германии была поймана в одном озере щука девятнадцати футов длиной (более четырёх метров). В жаберной крышке её нашли медное кольцо. На кольце было написано, что в озеро щука посажена в тысяча двести тридцатом году.
Прожила щука в этом озере двести шестьдесят семь лет и от старости почти вся побелела. Весила она около ста тридцати килограммов.
✓ 19. Изложение с элементами сочинения.
Напишите краткое изложение по данному тексту. Придумайте его окончание и запишите его (5—6 предложений).
На дворе была уже осень, но погода стояла тихая, тёплая. Ребята только мечтали, чтобы она дотянула до воскресенья. И вот в субботу, вернувшись из школы, пообедав и быстро собрав всё, что нужно для рыбной ловли, трое друзей отправились с ночёвкой на озеро. На место пришли ещё засветло.
Коля и Вася так и рвались сразу же приняться за ловлю. Они в этом деле были ещё новички и в настоящей, серьёзной ловле с ночёвкой участвовали только впервые. Зато Петя, старший из них, был опытный “старый” рыбак. Он уже не раз вместе с отцом совершал такие походы и за свою рыбацкую жизнь самостоятельно поймал двух щук и одного судака.
Петя был за главного. Товарищи слушались его беспрекословно. Вот и теперь он решил, прежде чем начать ловлю, устроить всё хорошенько с ночлегом. Ну-ка ночью пойдёт дождь, поднимется ветер — куда тогда в темноте деваться? А ведь осенняя ночь длинная, не то что летом, когда заря с зарёй сходятся.
Пете самому до смерти хотелось поскорее закинуть удочку в воду и вытащить полосатого окуня или серебристую плотвицу. Хотелось, да ничего не поделаешь: настоящий рыбак должен быть предусмотрителен.
Ребята пошли искать подходящее место для ночлега. К счастью, им повезло: среди дубовых кустов на самом берегу озера они отыскали старый шалаш. В нём, наверное, летом жили покосники. Шалаш был крепкий — ни дождь не промочит, ни ветер не пробьёт, а внутри настлано сено.
В общем, приют для ночлега нашёлся. Перед шалашом темнело выжженное место от прежних костров. Там даже ещё сохранились воткнутые в землю рогатинки. Оставалось только срезать палку для перекладины, чтобы вешать над огнём котелок, да заготовить сушняку. С этим делом ребята справились очень быстро. Вот ночлег и готов, теперь можно со спокойной душой приняться за ловлю.
Петя уселся неподалёку от шалаша, под ольховым кустом, и закинул удочки.
✓ 20. Прочитайте текст. Письменно выполните задания.
Добрый мальчик
Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей.
Прошло несколько дней. Встретились ребята и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя хвастал, что кормит ёжика молоком, что в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
— А что ты сделал для своего ёжика? — спрашивает он у Коли.
— Я его в лес отнёс и выпустил на волю, — ответил Коля.
(О. Буцень)
Задания
1. Письменно ответьте на вопросы:
Кто из ребят больше любил своего ёжика?
Как можно по-другому озаглавить рассказ?
2. Какие глаголы можно употребить в рассказе, чтобы не повторять слова спросил, ответил, заспорил?
3. а) Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, подчеркнуть гласную перед суффиксом -л: заспорить, встретить, устроить, ответить, выпустить.
б) Определить спряжение глаголов, образовать от них 3-е лицо единственного числа настоящего времени: любить, хвастать, кормить, спрашивать.
4. Дополнительное задание: написать сочинение типа рассуждения на тему “Кто из мальчиков прав и почему?”.