Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ - КУЛЬТУРА РЕЧИ - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ
✓ 1. Напишите подробное изложение, устно проанализируйте авторские средства выразительности языка.
Я был в Вифлееме и Хевроне. Путь до Вифлеема самый живой из всех Иудейских путей... Сам Вифлеем — жизнь, воздух, солнце, плодородие... Но за Вифлеемом — пустыня. Целый день только глинистые ковриги гор, усеянные круглыми голышами, да кремнистые долины. А ведь эта ржавая земля, перемешанная со щебнем, и есть Земля обетованная, страна, что родит теперь больше всего дикого маку. Точно фиолетово-красные озёра стоят в долинах среди гор, усыпанных голышами. Точно сперва кровавый, а потом каменный ливень прошёл по этой стране.
Водоёмы Соломона! Я ждал их с волнением — и вот увидел наконец. Влево от дороги стоят руины зубчатой сарацинской крепости. За ней вход в глухую, мёртвую долину. И уступами лежат в этой долине три гигантских цистерны. Первая суха, пуста. Во второй половина покатого дна чуть прикрыта бирюзовой водой. В третьей — покрыто всё дно. Густые зелёные кудри дикого плюща виснут со стен. Сквозь них шелковисто и дремотно шумят в тишине серебристые каскады. И заунывно-равнодушно наигрывает на плакучей свирели мимо проходящий пастух, зорко поглядывая на чёрных коз, рассыпанных среди голышей по окрестным обрывам. Маленькое, совсем чёрное лицо, обрамлённое шерстяным платком под двойным шерстяным обручем. Маленькая вьющаяся бородка, огненные глаза. Грубые бедуинские башмаки. На худое тело надета белая рубаха до колен, подпоясанная платком. На плечи накинута траурная шерстяная хламида, белая в чёрных полосах. За плечами — кремневое ружьё... Совсем не о Соломоне напоминает этот потомок Измаила и Агари! Жизнь совершила огромный круг, создала на этой земле великие царства и, разрушив, истребив их, вернулась к первобытной нищете и простоте...
(И.А. Бунин)
✓ 2. Напишите краткое изложение.
Легендарная Троя
Около трёх тысяч лет назад греческий поэт Гомер написал выдающийся эпос. Он назвал его “Илиада” — по другому названию легендарного города Трои, — Илиос. “Илиада” описывает один эпизод из десятилетней войны между греками и троянцами. Причиной этого похода послужило похищение Елены Прекрасной, жены греческого царя Менелая, троянским царевичем Парисом. С помощью военной хитрости греки смогли взять Трою. После своего ложного отступления греки оставили перед городом деревянного коня в подарок троянцам. Те, в восторге от мнимой победы, затащили его в свой город. Ночью из огромного коня вышли греческие солдаты. Они открыли городские ворота своим товарищам и затем полностью разрушили Трою.
До недавнего времени никто не знал, как выглядела Троя. В результате долгой работы учёным, наконец, удалось создать компьютерную модель последней. При этом они основывались на данных, полученных при археологических раскопках. Это были осколки глиняных горшков, кости домашних животных и многое другое. Анализируя собранный материал и используя современные компьютерные программы, эти осколки легко превратить в посуду, фрагменты стен — в дома, храмы, дворцы и укрепления. Работа продолжается, и благодаря достижениям археологии изображение может дополниться новыми деталями.
✓ 3. Напишите сочинение на тему “Обыкновенное чудо”.
✓ 4. Напишите мини-сочинение на тему “Мой друг”, используя какие-либо из приведённых фразеологизмов и поговорок. Водой не разольёшь (не разлей вода); как нитка с иголкой; друг познаётся в беде; старый друг лучше новых двух; не имей сто рублей, а имей сто друзей.
✓ 5. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Пор..внявшись с под(?)ездом двухэтажного дома, наш к..раван ост..новился и тотчас же рядом со мной выр..сла фигура мужика. Он был в б..льшом полушу..ке, с г..ловой, з..кутанной в башлык. Из-под башлыка т..рчал конец носа заинд..вевшие брови и белые усы. В одной руке у него была б..льшая дубина а в другой — трещ..тка, из чего мы заключили что это ноч(?)ной караульщик.