Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ - Урок 4 - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
✓ 1. Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа множественного числа.
Партизан, солдат, простыня, абрикос, серьга, бревно, погон, килограмм, апельсин, грабли, грамм, помидор, торт, рельс, полотенце, татарин, туфля, сапог, носок, баклажан, осетин, оглобля, макароны, болгарин, таможня, гектар, чулки, брюки, ясли, вафли.
✓ 2. Определите род следующих имён существительных.
Тюль, шампунь, лебедь, ябеда, кольраби, авеню, алоэ, мозоль, щупальце, капризуля, гель, какао, толь, иваси.
✓ 3. Замените числа словами и запишите фразы.
На 98 языках, из 802 автобусов, с 2306 вагонами, около 1,5 кг, более 94 человек, около 32 134 рублей, на 4123 метрах, заняло 1,5 суток.
✓ 4. Просклоняйте следующие числительные 5843, 281, 104, 4722.
✓ 5. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните разборы.
Д..леко на востоке, на самом краю нашей земли, от Камчатк.. до Япони.. выт..нулась гиган..ская дуга Курильских островов. Вершины вулканов высоко поднимаются над уровнем моря. В давние времена Курильская гряда была связана с материком. Былой связью с ним объясняют то, что северные пихты и ели стоят здесь, обвитые лианами, а бамбук и кедровый стланик общими усилиями охр..няют свои вл..дения от других р..стений.
На небольших клоч(?)ках земли уживаются представители разных р..стительных поясов: степной ковыль высокогорный лишайник красавица магнолия.4
Подлин..ым хозяином на островах являе(тся, ться) курильский бамбук. От зимних ветров и морозов он укрывает(?)ся под снегом. В долинах рек и в кратерах потухших вулканов, где снега особенно много, зар..сли бамбука дост..гают трёхметровой высоты. У курильского бамбука полый, упругий ветвистый стебель. Бамбук вытесня..т2 из своих вл..дений все р..стения, кроме кедрового стланика. Он, как и бамбук, с наступлением зимы пригибается к земле и пряч..т свои ветви под снегом.
Но самое интерес(?)ное на Курилах — это вулканы. Чаще всего они шипят и свистят. С гулом и стоном вырываются из земли раск..лённые газы. На острове Кунашир есть место где на берег набегает морская волна а вверх подн..мается обл..ко пара. Берег горяч(?) настолько, что в песке можно приг..товить обед.
Много чудес на Курилах и большинство3 из них связано с вулканами.
(Б. Михин)
✓ 6. Распределите приведённые существительные по трём группам в соответствии с их склонением.
Тиш(?), г..рой, зд..ровье, ш..мпунь, б..хрома, б..лкон, д..ван, п..анино, пов..сть, камыш(?), тюль, д..таль, р..мень, б..нокль, х..ккей, во..зал, брош(?), б..гатырь.
✓ 7. Запишите словосочетания, вставляя на место пропусков слова, данные в скобках, употребляя их во множественном числе и учитывая особенности их сочетаемости с каждым из прилагательных.
Съедобные ....., ..... дерева (корень)
Коренные ....., ..... пилы (зуб)
..... бумаги, ..... деревьев (лист)
Географические ....., кожаные ..... (пояс)
..... занятий, ..... на завод (пропуск)
..... сердца, светлые ..... (тон)
Сеять ....., испечь ..... (хлеб)
Правильно выписать ....., школьные ..... (счёт)
✓ 8. Определите род существительных и подберите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные.
Алоэ, амплуа, бюро, вето, га, дзюдо, жабо, женьшень, жюри, кино, какао, каноэ, кредо, колибри, лассо, манго, маэстро, метро, па, пике, пальто, пони, пюре, радио, рагу, регби, сальто-мортале, самбо, соло, табло, тавро, такси, танго, турне, фиаско, фойе, шимпанзе.
✓ 9. Выпишите из данных предложений существительные общего рода вместе с теми словами, которые помогают определить род. Существо какого пола они обозначают в контексте?
1) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку. 2) Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался. 3) А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: я даже их могу по пальцам перечесть. 4) Увидя, как пчела хлопочет вкруг цветка, сказал орёл однажды ей с презреньем: “Как ты, бедняжка, мне жалка со всей твоей работой и уменьем”. 5) “Ах ты обжора! Ах злодей!” — тут Ваську повар укоряет. 6) “Как расшумелся здесь! Какой невежа!” — про дождик говорит на ниве камень лежа. 7) Известно, что слоны в диковинку у нас; так за слоном толпы зевак ходили. 8) Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
(Из басен И. Крылова)
✓ 10. Запишите данные имена прилагательные, раскрывая скобки. С двумя из них составьте предложения и разберите их по членам.
(Вагоно)ремонтный, (бледно)голубой, (юго)восточный, (северо)западный, (Восточно)Европейская, (дальневосточный, (иссиня)чёрный, (Западно)Сибирская.
✓ 11. Напишите диктант. Выполните синтаксический разбор первого предложения второго абзаца. Графически укажите синтаксическую функцию всех прилагательных в первом абзаце.
Москва так красива, мы так привыкли к её красоте, что порой перестаём замечать её. Но стоит уехать из неё на полгода, на месяц, на неделю, как она будет вырастать в твоей памяти утром, днём, вечером. Прекрасная, необыкновенная, почти сказочная.
Розовато-холодный осенний рассвет встаёт позади Кремля, над зубцами сосен и коническими остриями башен. Тёмная ноябрьская вода бесшумно струится под высокими мостами — Москворецким, Каменным, Крымским, Бородинским. Если встать на Бородинский мост, где над тяжёлыми пролётами высятся эмблемы воинской славы, где за 100 вёрст позади Бородинское поле, а впереди Кремль, можно окинуть взглядом пустынные утренние набережные; там, за поворотом реки, высятся воздушные серебряные цепи Крымского моста.
Москва, ты всегда была для русских людей символом Родины, символом жизни!
(По К. Симонову)
✓ 12. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите пару однокоренных прилагательных, которые были синонимами в древнерусском языке, а теперь не являются таковыми. Подберите к каждому из них по нескольку синонимов, имея в виду современную языковую ситуацию. Приведите примеры цветовых прилагательных, которые в современном русском языке имеют второе переносное значение, докажите это с помощью устойчивых выражений.
Как известно, в отдельных выражениях, пословицах слово “красный” в значении “красивый”, “пр..красный” осталось. Не красна изба углами, а красна пирогами, красна девица из сказок и народных песен, сказать что-либо для красного словца. Название “Красная площадь” (не) противоречит и современному значению слова “красный” так как Кремлёвская стена башни рубиновые звёзды на них — всё выполнено в красном цвете. Но название она получила тогда когда слово “красный” — в значении “красивый” ещё было живо в языке: во второй половине XVII века площадь была обстроена новыми зданиями и стала самой красивой в городе.
(По Н. Чурмаевой)
✓ 13. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки. Выпишите прилагательные со значением “принадлежащий городу, имеющий отношение к нему”, графически покажите общие особенности их образования.
Декоративное иску(с,сс)тво каждого народа име..т свои особенности которые связаны с нац..ональным характером своеобразием истори.. жизненного уклада быта трудовой деятельност.. .
Русское национальное декоративное иску(с,сс)тво чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской федоскинской лаковой м..ниатюры хохломской и городецкой ро..писи дымковской игрушки гжельского фарфора хохломской и тобольской резной кост.. вологодского кружева ростовской финифти и многих других видов народного д..коративного творчества.
✓ 14. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделенные курсивом словосочетания переделайте в словосочетания, состоящие из двух знаменательных слов, со связью согласование. Разберите по членам предпоследнее предложение. Выполните фонетический разбор подчёркнутого слова и морфемный разбор слова, выделенного жирным шрифтом.
Куда бы меня ни забрасывала су..ба: и в горы Кавказа, и на берега Чёрного моря, и под слюд..ное небо Онежского озера, и в снежные боры Мещер..ого края, — всюду в памят.. возникали звенящие строфы простых и точ..ых Пушкин..их строк.
Здесь, в глуши, следуя советам Пушкина, я “старался наблюдать различные пр..меты” и был, как всегда, пор..жён верностью Пушкин..их строк.
Особенно осень была полна Пушкин..м: “Роня..т лес багря..ый свой убор, сребрит мороз увянувшее поле”. Даже эти две строки перед..вали осень с точностью (не)обыкновенной и с (не)изъяснимой прелестью подлинной живой поэз.. . Последняя строка зв..нела, как зв..нят под ногой ломкие, покрытые ин..ем стебли некошеной травы: “Сребрит мороз увянувшее поле...”
(По К. Паустовскому)
✓ 15. Письмо по памяти. Прочитайте текст несколько раз, чтобы запомнить его. Напишите его по памяти. Вспомните свои прогулки в лесу зимой. Продолжите сами описание зимнего леса небольшим сочинением.
Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана. Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы, если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, — прямо в глаза строят немые смешные рожи. (В. Тендряков)
✓ 16. Спишите текст, записывая числа и даты не цифрами, а словами. Определите падеж всех числительных, подчеркните их как члены предложения.
11 мая 1900 года корабль, названный именем древней богини “Аврора”, торжественно спустили на воду. Так “Аврора” оказалась ровесницей XX века, века техники и грандиозных событий.
По тем временам это был сильный крейсер. Его артиллерия состояла из восьми 152-миллиметровых орудий и 24 пушек калибром 75 миллиметров, водоизмещение корабля превышало 6700 тонн. Три машины общей мощностью 11610 лошадиных сил обеспечивали полный ход в 20 узлов, то есть около 37,2 км в час. Экипаж состоял из 550 матросов и 20 офицеров. Полный запас угля на “Авроре” позволял ей идти без захода в порты 4000 миль.
(И. Квятковский)
✓ 17. Повторите правило о правописании не с существительными, выполните задания.
1) Выпишите имена существительные, которые без не не употребляются.
Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.
2) Выпишите сначала предложения, в которых не с существительными пишется слитно, а затем — в которых раздельно.
(Не)правды я не потерплю ни в ком. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про неё свой толк всё к худу клонит. Ученье без уменья — (не)польза, а беда.
✓ 18. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые, раскрывая скобки. Подчеркните однокоренные слова, определите, какими частями речи они являются, выделите в них корни.
Прозрач(?)ный лес один черн..ет и ель сквозь ин..й зеленеет и реч(?)ка (подо) льдом блестит. Высокий зелёный бур(?)ян рос на том месте где когда(то) был двор. Море в бухте пот..ряло фосфорическ.. мягкость и г..рело ядовит.. зеленью. Блеск молнии заст..влял его то и дело щурить глаза. Скоро и сами грядки нач..ли т..рять свою мокрую черн..ту ком(?)я земли стали с..реть. К..стёр (не)был потуш..н и лес (не)казался таким чёрным как прежде.
✓ 19. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
Прилагательные, данные в скобках, употребите в форме простой превосходной степени.
Уральские горы (древние) горы нашей планеты. Немного найдёшь таких уголков на Руси где перед вашими глазами в такой (величайшей) панораме развёртывались бы удивительные картины гор равнин писал о своём Урале Мамин-Сибиряк. Вершина Народная является (высокой) горой Урала. За миллионы лет вода и ветер жара и мороз (мелкие) существа выщербили стесали Уральские горы и обнажили их несметные богатства.
Составьте 3 предложения, в которых бы говорилось о наиболее крупных и примечательных реках, горах и других местах нашей страны. Обязательно употребите в них прилагательные в форме простой превосходной степени.
✓ 20. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите выделенные слова и подберите к ним синонимы и антонимы.
(Ни)чего я (не)б..юсь но (ни)(с)кем и (не)бр..нюсь. Тому (не)чего боят..ся кого (не)страшатся. И то быва..т что (ни)чего (не)убывает. Тот (не)ошибается, кто (ни)чего (не)делает. Когда густо когда пусто а когда нет (ни)чего. Р..диться — р..дился а (ни)(к)чему (не)пр..годился. За всё брат..ся — (ни)чего (не)сделать. Не стыдно м..лчать коли (не)чего ск..зать. (Ни)кому в науку пути (не)закрыты. Люблю того кто (не)обидит (ни)кого. Обидеть-то каждый мож..т а пож..леть-то (не)кому. Кто дважды оглян..тся тот (ни)чего (не)потеряет. Дома с..дит, (ни)(на)кого (не)глядит. Иного (ни)чем не удовлетворишь и (ни)чем (не)насытишь. В одной руке пусто а в другой нет (ни)чего. Поехали с орехами — пр..дут (ни)(с)чем. Воин с оружием — всё воин без оружия — (ни)что. (Не)чего на зеркало пенять коли рожа кр..ва. Плохого человека (ни)чем (не)уважишь.
✓ 21. Спишите предложения из произведений А.С. Пушкина, вставляя пропущенные буквы. Определите разряд и морфологические характеристики числительных.
Три д..вицы под окном пряли поз..но в..черком. Раз, лишь только ра..вело, всех их семеро вошло. Вот восьмой уж день пр..ходит... Вот прох..дит восемь дней, а от войска нет в..стей. Он рыбачил три..цать лет и три года. Живёт Балда в поповом доме, ... ест за четверых, работает за семерых. Только поп один Балду не любит. С первого щелка прыгнул поп до п..толка, со второго щелка л..шился поп ..зыка, а с третьего щелка вышибло ум у ст..рика. Перед ним его два сына, без шеломов и без лат, оба мёртвые лежат.
Из последнего предложения выпишите устаревшие слова. Пользуясь словарём устаревших слов, запишите их значения.
✓ 22. Спишите. Графически укажите синтаксическую функцию всех местоимений. Определите их разряд и падеж.
Я услыхал сегодня первый гром —
Он в полдень прогремел из тучки малой;
А через час цветок гвоздики алой
Уж распустился в цветнике моём
И весело кивал мне головою,
Обрызганный весь влагой дождевою.
(А. Голенищев-Кутузов)
✓ 23. Вспомните и запишите русские народные пословицы, в которых есть числительные. Запишите эти пословицы, определив разряд и падеж числительных.
✓ 24. Спишите, вставляя пропущенные запятые и заменяя числа словами.
Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из 510 миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты 361 миллион приходится на океаны и моря. Суша занимает только 149 миллионов квадратных километров.
Следовательно, водная поверхность составляет около 71 процента всей поверхности Земли а суша — 29 процентов. Объём воды всех морей и океанов равен почти 2 миллиардам кубических километров.
Из всех океанов Тихий океан самый большой. Он занимает площадь в 180 миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает 2-е место по площади Индийский — 3-е а Северный Ледовитый — 4-е.
(По Б. Багрову)
Сделайте полный морфологический разбор одного простого количественного, одного простого порядкового и одного составного количественного числительного.
25. Спишите, заменяя цифры словами. Предложения, в которых числительные обозначают приблизительное количество, разберите по членам. Выделенные жирным шрифтом слова разберите по составу. Подчёркнутые слова разберите как часть речи.
Под тенью двух громадных деревьев плотники с корвета “Витязь” принялись за постройку хижины. С 21 по 25 сентября я был занят этой работой с 6 утра до спуска флага. Моя хижина имеет 7 футов ширины и 14 длины. Человек 30 матросов расчистили около хижины площадку в 70 м длины и 70 м ширины, окружённую с одной стороны морем, а с трёх — густым лесом.
Около 4 часов утра 27 сентября корвет “Витязь” поднял якорь. Как только корвет скрылся за горизонтом, на соседнем мыске появилось человек 15-20 папуасов. Они разделились на две группы. Одна, более многочисленная, поставив своё оружие около деревьев, приблизилась ко мне с кокосами и сахарным тростником; другая, состоящая из 6 человек, осталась около оружия. Я подарил жителям деревни разные безделушки и отпустил, сказав, что я хочу спать.
(По Н.Н. Миклухо-Маклаю)
✓ 26. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени одной чертой, а в превосходной — двумя.
1) Человеческое слово острее стрелы. 2) Самая высокая башня и та начинается с земли. 3) Счастье Родины дороже жизни. 4) Сириус — самая яркая звезда на небе. 5) Москва — крупнейший научный, культурный и промышленный центр нашей страны. 6) Маленькое дело лучше большого безделья. 7) Кокосовая пальма — одно из самых полезных растений южных стран.
✓ 27. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Прилагательные в форме сравнительной степени разберите по составу.
Что может быть милей
Бе..це(н, нн)го родного края?
Там со..нце каже..ся светлей,
Там радос..ей весна златая.
Пр..хладней лёгкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладос..ней журчит поток,
Там соловей поёт звучнее.
Там всё нас может во..хищать,
Там всё пр..красно, там всё мило!
(Н.М. Языков)
✓ 28. Выпишите из данных предложений прилагательные, распределяя их в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.
1) Туманная луна поднялась уже высоко. 2) Лес тянется неширокой полосой, а за ним открывается песчаная равнина. 3) Днём с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. 4) На другом берегу желтело овсяное поле, кое-где поросшее полынью. 5) С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки. 6) Всюду пестрели голубые гроздья журавлиного гороха, золотые чашечки куриной слепоты. 7) Город спал в эту ветреную ночь. 8) Когда носилки поднимали в самолёт и Алексей вдохнул знакомый терпкий запах авиационного бензина, он снова испытал бурный прилив радости. 9) Под головой у Жени лежала теперь мягкая кожаная подушка. 10) Капитон только прищурил немного свои оловянные глазки. 11) Митроша бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.
✓ 29. Из данных предложений выпишите глаголы, распределяя их по столбикам в соответствии с наклонением.
1. За правое дело стой смело. 2. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай. 3. Десять раз примерь, один раз отрежь. 4. Будь не только сыном своего отца — будь сыном своего народа. 5. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 6. Умелого-смелого страх не возьмёт и враг не побьёт. 7. Чужой земли не хотим и своей не отдадим. 8. Шутку любишь над Фомой, люби и над собой. 9. Поживи подольше, так увидишь побольше. 10. Не торопись, цыплят по осени считают. 11. В летнюю пору заря с зарёю сходится. 12. Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт. 13. Были бы умелые руки, работа найдётся. 14. Поменьше спал бы — всё успевал бы. 15. Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлёшься. 16. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
✓ 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы в окончания глаголов. Определите спряжение глаголов.
1. Учиться никогда не поздно. 2. Умел ошибиться, умей и поправиться. 3. Альпинизм уч..т человека не сдаваться, не ослаблять своей воли даже на десятую долю секунды. 4. Легко обжечься, коли тороп..шься. 5. Матушка в слезах наказывала мне беречь моё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. 6. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хоч..т воздух. 7. Волны звучат так ласково, что прос..т пустить их погреться к костру. 8. Труд человека корм..т, а лень порт..т. 9. Человек от лени боле..т, а от труда здорове..т. 10. Скаж..шь — не ворот..шь, напишешь — не сотрёшь, отруб..шь — не пристав..шь. 11. Что зимой гре..т, весной тле..т, летом умира..т, осенью ожива..т? 12. Глубже вспаш..шь — больше хлеба возьмёшь. 13. Одной рукой и узла не завяж..шь. 14. Скаж..шь с ноготок, а перескаж..т с локоток. 15. Словами, что листьями, стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь. 16. Днём раньше посе..шь — неделей раньше пожнёшь. 17. Хмурыми осенними днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца. 18. Что было, то вид..м, что будет, то увид..м.
✓ 31. Спишите, вставляя пропущенные буквы и вписывая на место пропусков подходящие по смыслу глаголы из материалов для справок, ставя их в настоящее время. Определите спряжение вставленных глаголов
1. Обычно ласточка-касатка над ... ... ... п..лями, лугами, над выгонами, пастбищами, где много всякой м..шкары. 2. В верхние слои воздуха она ... ... ... во время весе..их и осе..их перелётов. 3. Перед дождём касатка ... ... ... над водой. 4. Во время (не)настья и сразу (после) него, когда нас..комые сидят на земле, на стенах домов, ласточки ... ... ... почти по земле или ... ... ... вдоль стен домов и заборов.
Материал для справок: летать, реять, скользить, стлаться, виться, забираться.
✓ 32. Выучите стихотворение и запишите его по памяти. Подчеркните возвратные глаголы зелёным карандашом, невозвратные — синим. Каждый глагол охарактеризуйте как переходный или непереходный.
После дождя
Дождик прошёл по садовой дорожке,
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку — она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
Дождь по пшеничному полю пронёсся, —
Потяжелев, удлинились колосья
И поклонились земным поклоном
Мимо летящим шумным вагонам.
(Л. Яшин)
✓ 33. Спишите, вставляя пропущенные буквы в глаголы, определите спряжение глаголов, рядом с ними в скобках напишите их начальную форму.
Без ветра и вода не колыш..тся. Сердце вид..т раньше глаза. Поищ..шь — найдёшь, захоч..шь — добьёшься. Правдой мир держ..тся. Доброе дело само себя хвалит. Дома ешь, что хоч..шь, в гостях — что дают. Перед смертью не надыш..шься. Правда глаза кол..т. Пустая мельница без ветра мел..т. Чего себе не хоч..шь, того и другому не желай.