РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ. РАССУЖДЕНИЕ - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год

РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ. РАССУЖДЕНИЕ - МЕСТОИМЕНИЕ - МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Спишите. Подчеркните в данных предложениях все местоимения, определите их разряд. У личных местоимений определите лицо.

1) Он как тополь между ними; только не расти, не цвести ему в нашем саду. 2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича. 3) Мне нелегко говорить с тобой об этом. 4) “Где же новый твой приятель?” — спросил он Аркадия. 5) “Что это?” — спросила она. 6) Люблю я краткой той поры случайные тревоги. 7) ...Наука воды углубит: по гладкой их равнине суда-гиганты побегут... 8) Опровергать его речей тогда не приходилось. 9) В каминной трубе кто-то плакал, и в этом плаче слышалось отчаяние. 10) “Видишь ли ты, — спросил я у жены, — видишь ли зеркало, которое висит там в углу?” 11) О, если бы я раньше увидела себя, если бы я знала, какая я на самом деле... 12) Никто меня не узнал. 13) Сердцу приятно с тихою болью что-нибудь вспомнить из ранних лет. 14) Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать. 15) И ничто на свете не мешает видеть мир таким, какой он есть.

✓ 2. Напишите изложение с элементами сочинения, озаглавив свой текст. Напишите окончание текста, учитывая стиль автора и используя при этом тип речи — рассуждение. Определите разряд всех местоимений, которые вы используете в тексте.

Гибель Поля послужила поводом для большой заключительной охоты. На эту охоту привели собак со всего околотка. Волк не боялся собак, но он знал, что у людей есть опасные ружья.

Волк выскочил наружу, зная, что пришло время умереть, готовый к смерти, но желая достойно постоять за себя напоследок. Наконец, после трёх долгих лет борьбы, волк стоял один против четырёх десятков собак, которым помогали вооружённые ружьями люди. Презрительный изгиб кривил губы волка, мускулистые бока чуть-чуть вздымались, изжёлта-зелёные глаза светились прежним блеском. Тявканье своры на время сменилось глухим рычанием. Седовато-багровые челюсти волка ощерились. Собаки шарахнулись во все стороны, и снова волк стоял один. Трижды собаки нападали на волка — и трижды были отражены. Собаки отступили, оробев, а волк ещё не выказывал никаких признаков усталости. После минутного ожидания он ступил на несколько шагов вперёд, предоставив стрелкам долгожданный удобный случай!

Грянуло три выстрела, и сражённый зверь упал на снег, свершив свой боевой путь. Кто может заглянуть в душу волка? Кто скажет нам, о чём он думал? Почему он оставался жить возле города, в котором испытал столько страданий?

(Э. Сетон-Томпсон)

✓ 3. Напишите диктант. Выполните задания.

Полярное сияние — это красивое свечение неба, столбы яркого огня, которые можно увидеть на далёком севере. Они светили Герде, когда она шла спасать Кая из ледяных чертогов Снежной королевы. В создании этого сказочного сияния участвуют многие чудесные силы.

Земля — это огромный магнит. Многие космические частицы, пролетая мимо неё, попадают в её магнитную ловушку. На Солнце бывают сильные вспышки, во время которых вылетают потоками разные частицы. Через два-три дня после вспышки эти могучие потоки достигают Земли и создают магнитные бури. А магнитная буря — это просто временное изменение магнитной ловушки Земли. После вспышки на Солнце в ней появляются дыры. Застрявшие там частицы убегают из ловушки через них и попадают ниже, в атмосферу Земли. Там они сталкиваются с молекулами воздуха и заставляют их светиться. Это свечение мы видим и называем полярным сиянием.

(Из Энциклопедии для детей)

Задания.

1) Определите разряд всех местоимений второго абзаца.

2) Выполните полный морфологический разбор двух из них, различающихся разрядами.

3) Разберите по членам выделенное предложение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]