Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
✓ 1. Из каждого ряда слов выпишите примеры, заполняя ими соответствующие графы таблицы.
1) подосиновик, осину, осинник, осиновый, осинке, осиновым.
2) орех, орешек, ореховый, ореха, орешник, орехом, орешку.
3) травяным, травка, травянистый, трава, травяного, травке, травы.
4) желтизну, желтели, желток, желтизной, жёлтым, желтоватый, желтка, желтуха.
5) лев, львиному, львица, львёнком, львиный, львицей, львёнок.
6) гриб, грибной, грибку, грибница, гриба, грибник, грибок.
Однокоренные слова |
Формы слова |
✓ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Разберите по составу выделенные слова.
П..истине сентябрь — ч..родей цвета. Чистое г..лубое небо тонкое сер..бро п..утины в воздухе б..гряные листья осины с..здают неповт..римую палитру. Тихо в лесу. Ин..гда раздастся лишь звонкий хруст сухих суч(?)ков под ногами да дон..сётся еле ул..вимый шорох падающ..го иногда на землю л..ста. Зачарован лес п..следними п..гожими днями. Каких только оттенк..в не увид..шь! Тут и т..жёлая последняя зел..нь и первая тонкая поз..лота и долгая прос..нь просек и опуш..к. Красочна п..литра сент..бря — этого поистине чар..дея цвета.
(По Н. Алексееву)
✓ 3. Постройте словообразовательную цепочку и определите способ словообразования данных слов.
Перестрелка, сообщение, заколка, примочка, содействие, пуховик, укрупнить, пугало, чудовище, посторонний, правительство, говорливый, придерживаться, указатель, снеговичок, лекарственный, упросить, знакомство, пристыдить, договориться.
✓ 4. Заполните таблицу данными ниже словами.
Подорожник, ель, еловый, облачность, разносчик, горбатый, круговой, расчёска, сосенка, серым, темнота, вырубка, темноватый, тёмный.
приставка |
корень |
суффикс |
окончание |
✓ 5. Распределите слова по видам орфограмм на месте пропусков, обозначая в них условия выбора вставляемых букв.
Ц..плёнок, полотенц..м, ч..тный, ш..рох, свеч..й, береж..т, рощ..й, ж..лоб, ц..кл, ч..лка, товарищ..м, конц..м, ж..рнов, солнц..м, ц..ганский, ж..лтый, плющ..м, ц..линдр, ч..рный, ш..лк, щ..голь, монтаж..м, ж..лудь, ц..рковой, ц..фра, ч..ткий, щ..нка, еж..м, овц..й, ж..рдочкой, ц..стерна, ч..ртик, ш..пот, щ..тка, чертеж..м, щ..тинка.
✓ 6. Выпишите только те слова, в которых есть суффикс, стоящий после окончания. Разберите их по составу.
Серенький, погрузиться, каких-нибудь, созвонимся, паровоз, кое-как, какой-то, выключатель, повторится, порошок, усталость, чей-нибудь, проголодался, успокоившийся.
✓ 7. Выделите корни в следующих сложных словах. Запишите их в два столбика в соответствии с особенностями их образования — наличие/отсутствие соединительной гласной. В каком слове есть соединительная гласная, но она не участвует в образовании данного слова? Составьте с этим словом распространённое предложение и разберите его по членам.
Кораблекрушение, суховей, диван-кровать, листопад, сумасшедший, ледоход, плащ-палатка, посудомойная (машина), полотёр, землеройка, вышесказанный, черноморский, черноморец, автостоянка, нефтедобывающий, долгоиграющий, прошлогодний.
✓ 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Выполните разбор отмеченных слов. Разберите по составу все слова, имеющие приставки.
Разграбленный склад
Утро стояло тихое-тихое. (Не) шелохнет(?)ся травинка (не) к..чнёт(?)ся листок. Я ш..л лесной просекой медленно и бесшумно, мя..ко ступая з..хвоенной тропинкой.
Вчера, не п..грузив часть грибов1 в переполненную к..рзину, я горкой сл..жил оставшиеся под старой сосной и прикрыл их зелен..м мхом.
А вот и заветная сосна! Вдруг лесную тишину р..зорвало пронзительное цоканье чем-то рассерженной белочки. Я зам..р на мест.., огл..делся. У п..дножия3 сосны, на ворох.., мха возле вчерашних моих грибов з..метил рыжую строптивицу. В передних лапках она д..ржала тугой белый гриб и, топоча задними лапками и поводя нервно хвостом, нед..вольно смотрела агатовой бусинкой глаза (на) меня.
Она всем своим видом как бы говорила Ну куда ты идёшь? Разве ты (не) видишь, что я занимаюсь делом?
В ра..думье я переступил с ноги на ногу. Раздавленным сухарём хру(стн, сн)ула (под) ногой сосновая шишка. В тот же момент рыж..м языком пламени м..тнулся зоркий зверёк от подножия сосны (к) её вершин.. .
Я глянул в свою кладовую и ахнул: всего-то две сырое..ки и один дряблый подберёзовик лежали (на) дне мохового колодца.
Высоко в крон.., дерева сушились развешанные белочкой мои грибы. Улыбнувшись, я пош..л в соседний березняк наб..рать себе свежих.
(А. Рыжов)
✓ 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Графически обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Приведите из текста примеры однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Мамаев курган
Впервые я увидел Волгоград ранн..м летн..м утром. Волга дымилась от тумана покрикивали невидимые пароходы мирно зв..нели трамваи. На набережной оз..боченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на теплый, не успевший остыть за ночь асфальт.
А в сотн.. метров от набережной стоял дом. Вернее, то, что раньше было домом. Без окон без дверей без крыши. Стены его были изрешечены пулями ч..рный нагар от снарядов сохранился с тех памятных времён когда на весь мир прозвучало слово “Сталинград”.
Нед..леко от этого дома горит Вечный огонь, зажжённый в честь защитников волжской земли. Когда тёплый ветерок разогнал туман над городом, я увидел монумент Родине-матери, который возвышается над Мамаевым курганом. Именно такой представлялась нашим бойцам Родина-мать — зовущей в бой, решительной, непокорённ..й, несломленн..й.
На Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле проходить мимо скульптур наших воинов нельзя без волнения читать на..писи, которые в грозн..м сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты, клянясь в верности Родине, клянясь до последней капл.. крови защищать Сталинград.
Ступеньки бе..конечной лестницы ведут к вершин.. кургана, и почти на каждом шагу — скромные плиты с именами тех, кто погиб на этой высоте.
С Мамаева кургана город как на ладони. Бесконечные улиц.. красивые новые дома. Серая лента Волги. Улицы ут..пают в зелени, и трудно поверить, что после и..гнания фашистов в городе не было ни одного целого здания ни одного живого дерева — только ч..рные, обожжённые стволы.
(По И. Никонову)
✓ 10. Запишите однокоренные слова группами. Для каждой группы подберите проверочное слово.
Наб..вать, выв..рить, выб..валка, зав..рить, зак..лить, доб..ваться, выв..лить, зав..рной, раск..лить, выб..ться, перев..литься, зак..ляться, перек..литься, разв..литься, выв..литься, обв..лить, обв..риться, наб..вной, нак..лить, отв..литься, обв..вать.
✓ 11. Используя слова для справок, подберите к приведённым ниже словам однокоренные. Запишите однокоренные слова по группам. Докажите правильность своего выбора, выделив в словах корни.
Дост..влять, дост..вать, дост..верный, разд..вать (всем), д..рить.
Слова для справок: дост..ваться, дост..верность, раздаваться, дост..вление, дост..вание, удост..верить, уд..ваться, зад..рить, сост..витель, под..рить, сд..ваться, удост..вериться, од..ренный, отд..вать.
Если это возможно, подберите проверочные слова (для проверки правописания пропущенной гласной в корне слова) к каждой группе слов.
✓ 12. Глаголы в данных словосочетаниях замените синонимами с чередующимися гласными в корне -кос-/-кас-. Зависимые слова при этом ставьте в нужную форму. Запишите получившиеся словосочетания, выделите в глаголах корни, а у существительных определите падеж.
Дотронуться до стены, трогать котёнка, взяться за провод, притронуться к цветку, тронет рукой, дотрагиваться до зверька, притрагиваться к стеклу.
✓ 13. Запишите слова группами по видам орфограмм на месте пропусков. Обозначьте в них корни. Обозначьте условия выбора вставляемой буквы.
Соб..рать, ст..реть, подл..жить, к..снуться, нар..щение, прик..сновение, к..сание, ст..лить, сл..житься, зам..рать, покл..нение, изл..гать, р..сточек, г..рение, разд..рать, сл..жение, пор..сль, зап..рать, раст..рание, кл..ниться, заг..рать, зад..ру, заст..лать.
✓ 14. В каждой строке найдите и подчеркните слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Остальные слова разберите по составу.
1) начитался, станционный, грибок, напильник
2) отпрыгнула, стандартный, отрезок, развился
3) наследственный, пригорок, передёргивать, утюг
4) стенографический, наследник, обогреть, грубость
✓ 15. В каком слове есть суффикс -чик?
Мячик, пончик, шкафчик, огурчик.
По этимологическому словарю выясните особенности строения и словообразования последнего слова.
✓ 16. В каком слове есть суффикс -ш?
Юноша, кассирша, ниша, шишка, душа, клавиша.
Подберите свои примеры слов с этим суффиксом.
✓ 17. Составьте предложения только с теми словами из приведённых ниже, в которых нет суффикса -к. Запишите эти предложения. Остальные слова разберите по составу.
Соломка, корка, батарейка, чайка, змейка, семейка, гувернантка, коробка, гадюка, повозка, уловка, ямка, банка, чеканка, албанка, копейка.
Уточните особенности строения и словообразования последнего слева по этимологическому словарю.
✓ 18. В каких рядах во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) апр..бировать, раздр..жённый, ск..кать
2) благосл..вляя, призы..вать, сопост..вление
3) п..ссажирский, упл..тнить, на выр..ст
4) альм..нах, р..внинная, соприк..саться
5) оп..раться, зар..сли, к..мфорт
6) осозн..вать, п..мощник, те..ретический
7) п..рила, р..альный, стр..мится
8) к..нтракт, тр..ллейбусный, д..монстрировать
✓ 19. В каких рядах во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) по..бородок, пре..угаданный, на..пись
2) и..немогать, бе..дефицитный, и..царапать
3) пр..цеплять, пр..усадебный, пр..неприятный
4) без..нтересный, под..тожить, сверх..зысканный
5) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний
6) раз..скать, без..дейный, под..грать
7) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный
8) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся
✓ 20. Прочитайте описание избы крестьянина начала 19 века.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Какое впечатление производит на читателя это описание? Какие лексические средства помогают создать это впечатление? Подчеркните эти элементы описания.
Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, ни..кой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп в..сел на стене. На лавк.. л..жало одноствольное руж(?)ё, в углу в..лялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печ(?)ки. Лучина г..рела на столе, п..чально в..пыхивая и пог..сая. На самой середине избы в..села люлька, пр..вязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, пр..села на крошечную скамейку и начала правой рукой к..чать люльку, левой попр..влять лучину. Я посмотрел кругом — сер(?)це (во)мне заныло: невесело войти ноч(?)ю в мужицкую избу. Ребёнок в люльк.. дышал т..жело и скоро.
Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще п..чальнее прежнего. Горький зап..х остывшего дома непр..ятно стеснял мне дыхание.
(И.С. Тургенев)
✓ 21. Прочитайте описание помещения из рассказа Р. Погодина
“Муравьиное масло”. Как характеризует обстановка комнаты её хозяина? Выпишите отдельные слова и словосочетания, которые подтверждают ваше мнение. Напишите по памяти текст, опираясь только на выписанные вами материалы.
Валерка подтянулся на руках, заглянул в Ивкино окно.
Стол в комнате был завален книгами. Книги лежали на кроватях, на стульях, на подоконнике. Будто люди здесь только тем и занимаются, что переходят с места на место и читают все книги подряд. На стенах висели картины без рамок, недорисованные тоже внесли. А одна, большая и красивая, стояла в углу, и на ней болталась белая Ивкина майка. Вообще, если бы сюда заглянула бабушка, она сказала бы коротко: “Безобразие”. А Валерке понравилось.