Дидактические материалы по русскому языку 6 класс к учебнику М. Т. Баранова «Русский язык. 6 класс. В двух частях» - 2016 год
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА
✓ 1. Выберите слово(-а), в котором(-ых) верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
а) банты
б) торты
в) начать
г) досуг
✓ 2. Выберите слово, которое нельзя разделить для переноса.
а) приказ
б) юла
в) грибы
г) Юлия
✓ 3. Подчеркните слова, в которых сочетание “чн” может/ должно произноситься как [шн].
Солнечный, почечный, конечно, подсолнечник, шапочный, Саввична, уличный, горчичник, скворечник, перечница, Кузьминична, яичница, сердечный, нарочно, античный, отличник, лихорадочный.
✓ 4. Подчеркните слова, в которых под ударением произносится [о].
Жернов, осужденный, жердочка, острие, приведший, шерстка, желоб, двоеженец.
✓ 5. Разделите слова на две группы в зависимости от произношения мягкого или твёрдого согласного перед е.
Декада, Одесса, термин, интервью, партер, свитер, патент, рейтинг, компьютер, сейф, тенор, бутерброд, сервис, идентичный, шинель.
✓ 6. Расставьте в словах ударение.
Апостроф, избалованный, торты, красивее, каталог, премировать, цепочка, черпать, искра, простыня, грушевый, диспансер, сосредоточение, туфля, танцовщица, украинский, воздухопровод, сливовый, забралась, коклюш, маркетинг, должностей, знамение, квартал, мозги, жалюзи, обеспечение, хвоя, оптовый, щавель, домовая, пломбировать.
✓ 7. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же безударная гласная корня, проверяемая ударением?
а) изб..рательный, выгл..деть, апп..тит
б) воспом..нание, св..щенный, т..оретик
в) ед..ница, обв..вать (плющом), св..стеть
г) п..лезный, в..ронка, р..сточек
✓ 8. В каком ряду во всех словах пропущена буква а?
а) апр..бировать, раздр..жённый, ск..кать
б) альм..нах, сопост..влять, р..внинная
в) п..ссажирский, упл..тнить, на выр..ст
г) в..лейбол, вр..тарь, р..стение
✓ 9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) бе..кислородный, ра..квартировать, ра..болтать
б) о..бавить, на..кусить, по..брошенный
в) без..сходный, сверх..нтересный, без..звестный
г) пр..образить, пр..следовать, пр..строго
✓10. В каком(-их) ряду(-ах) во всех словах на месте пропуска есть непроизносимый согласный?
а) лес..ница, уча..ствовать, праз..ник
б) сверс..ник, поз..ний, кос..ный (мозг)
в) ровес..ник, чу..ство, со..нце
г) вес..ник, мес..ный, окрес..ность
✓ 11. Выпишите в один столбик слова с пропущенной буквой и, в другой — слова с пропущенной буквой ы.
Дисц..плина, ц..тата, ц..плята, экспедиц..я, ц..кады, ц..ганский, нумерац..я, на ц..почках, ц..рк, продукц..я, ц..ферблат, делегац..я, мотоц..клист, милиц..онер.
✓ 12. Выпишите из стихотворения слова с пропущенными буквами в том порядке, в котором указаны орфограммы (см. ниже).
Рожь, рожь... Д..рога пол..вая
В..дёт неведомо куда.
Над полем ни..ко пров..сая,
Л..ниво стонут пров..да.
Рожь, рожь — до свода г..лубого,
Чуть вид..шь где-нибудь вдали
Ныря..т шапка в..рхового,
Грузович..к плывёт в пыли.
Рожь уходилась. Бли..ки сроки.
От..желела и на край
Всем пол..м под..лась к дорог..,
Нависнула — ходь подп..рай.
Знать, кол..с, туго нач..нённый,
Четырёхгранный, з..лотой,
Устал д..ржать пуды, в..гоны,
Составы хлеба над з..млёй.
(А. Твардовский)
1) слова с проверяемой безударной гласной в корне;
2) слова с непроверяемой безударной гласной в корне (словарные слова);
3) слова с сомнительной согласной;
4) слова с безударными падежными окончаниями имён и личными окончаниями глаголов;
5) слова с пропущенной гласной после шипящих в суффиксе.
✓ 13. Распределите слова по трём столбикам: 1) слова с пропущенными о после шипящих и ц; 2) слова с пропущенными ё после шипящих и ц; 3) слова с пропущенными е после шипящих и ц. Обозначьте часть слова, в которую вы вставили пропущенную букву.
Щ..тка, ч..рный, ш..рох, ш..рстка, щ..лкать, ж..лудь, ш..в, ж..лтый, врач..м, в чуж..м краю, на свеж..м воздухе, пч..лка, ч..рточка, за улиц..й, перед границ..й, медвеж.. нок, плеч..м, ш..рстяной.
✓ 14. Установите, все ли выделенные слова являются однокоренными. Аргументируйте свой ответ.
Косарь косил красивую траву.
Она, пронизанная земляникой,
Скрывалась от косы его во рву.
Сбегала под откос к малине дикой.
Но не укрылась, на прокос легла.
Легла, упала, скомкала соцветья.
(А Прокофьев)
✓ 15. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
а) рассадник
б) устаревала
в) столовая
г) здоровье
✓ 16. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
а) в квартир.., из поездк.., в деревн..
б) по дорог.., в тайн.., из груш..
в) на мойк.., в путешестви.., о горизонт..
г) в город.., на мороз.., в лейк..
✓ 17. Сколько словосочетаний в данном предложении?
Я не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой.
Ответ: __________________________
✓ 18. Переделайте словосочетания со связью согласование в синонимичные словосочетания со связью управление.
Деревянный дом, мамино письмо, уральские самоцветы, беличье дупло, зимний месяц, садовый цветок, фарфоровое блюдце, песочные часы, ядовитое растение, верблюжья шерсть, небесный цвет.
Какое словосочетание нельзя изменить согласно заданию, не нарушив смысла, а какое словосочетание имеет два варианта преобразования? Какие смысловые отличия существуют между этими вариантами?
✓ 19. Спишите текст. У всех существительных определите род, склонение и падеж. К выделенным словам подберите антонимы.
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело — сухие,
И тёплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаёшь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую с волнением поёшь.
(А. Ахматова)
Выполните фонетический разбор слова поёшь.
✓ 20. Напишите небольшое сочинение по данному началу.
Озаглавьте его. Введите в своё сочинение диалог.
Витя бродил по лесу, собирая грибы. Вдруг до его слуха донёсся какой-то разговор. Он прислушался. Язык незнакомый. Витя присел за кустом. Послышался треск сухих веток, и на дорогу...
✓ 21. Из данного текста выпишите сначала словосочетания с главным словом — глаголом, затем — с именем существительным. От главного слова к зависимому поставьте вопрос.
Однажды школьная экспедиция проводила учёт муравейников в приволжских лесах. Остановились ребята на ночёвку, надо костёр развести. Пошли в лес да прямо через пшеничное поле. Такую дорогу проложили, так помяли хлеб, когда хворост волочили, — верную сотню пудов загубили. А ведь заботливые ребята! Но, заботясь о муравейниках, почему-то не подумали о хлебе.
(И. Васильев)
Выпишите из первого предложения слово, которое в глагольном словосочетании является зависимым, а в именном — главным словом. Выполните полный морфологический разбор этого слова.
✓ 22. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания в конце предложений, руководствуясь эмоциями и содержанием, которые в них переданы.
Родина
И какая же сверкающая даль Как пр..красна светлая наша страна Горы, леса, ширь — конца-краю нет Кому не понятна гордость тобой и нежная сыновняя любовь к тебе Какой враг может выжеч(?) любовь к тебе
Скорее тёмные леса твои опрокинутся корневищами в небо, а в..ршинами вр..стут в землю, чем выжгут из сердец твоих сынов вечную любовь к тебе
Да и как можно выжеч(?), искоренить то, что вошло в кровь человека с мол..ком матери
Родина Необ(?)ятна ты и величественна, как океан
(По Е. Пермитину)
✓ 23. Спишите, расставляя запятые. Союз и, соединяющий части сложного предложения, заключите в квадрат. Грамматические основы этих предложений выделите. Объясните, почему вы не поставили запятую перед и в некоторых предложениях. Составьте схему первого предложения.
Тяжёлая дверь плавно открылась и путники вошли в тёмный зал. Ихтиандра очень забавляли молодые дельфины и он часами наблюдал за ними. Обезьяна тотчас выбралась из бассейна отряхнулась и влезла на дерево. У берега прибой уже шумит ревёт и ворочает камнями. Щёлкнул выключатель и яркий свет разлился вокруг. Был полдень и на море мелькали чёрные днища рыбацких лодок. Ихтиандр поднимался и отгонял хищников руками.
(По А. Беляеву)
✓ 24. Перестройте и упростите предложения официально-деловой речи, приближая их к разговорно-литературной. Запишите свои варианты предложений.
1) Со стороны Иванова возражений не было. 2) Ввиду просрочки пропуска последний подлежит обмену. 3) В связи с обнаружением дефекта книга подлежит замене. 4) По причине ремонта станции подача электроэнергии будет прекращена. 5) С целью борьбы с грызунами директором были закуплены соответствующие ядохимикаты. 6) По прибытии в город он явился на работу. 7) Издательство доводит до сведения читателей, что подписка на журнал будет производиться отделами Роспечати.
✓ 25. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Запишите получившийся текст. Графически объясните постановку знаков препинания в первом и третьем предложении текста.
A. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам.
Б. Но была у этого человека настоящая страсть — часы.
B. Первый русский телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями, гениальные деревянные мосты — всё это великие изобретения Кулибина.
Г. Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель.