ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ - ДИКТАНТЫ

Контрольные и проверочные работы по русскому языку 6 класс к учебнику М. М. Разумовской - 2015 год

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ - ДИКТАНТЫ

По дороге к морю

Низкое солнце ослепительно било в глаза.4 Море под ним во всю ширину горело, как магний. Серебряные кусты дикой маслины, окружённые кипящим воздухом, дрожали над пропастью.

Крутая дорожка вела зигзагами вниз.4 Петя привык бегать по ней босиком. Ботинки стесняли мальчика. Ноги бежали сами собой.

До первого поворота мальчик ещё кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки3 и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Но гнилые корни рвались. Из-под каблуков сыпалась глина. Мальчик был окружён облаком пыли, тонкой и коричневой, как порошок какао.

Пыль набивалась в нос, в горле3 першило. Пете это надоело. Он закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз.

(107 слов) (По В. Катаеву)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Выпишите из текста фразеологический оборот, объясните его значение.

3. Найдите в тексте несклоняемое существительное. Определите его падеж и надпишите сверху.

4. Выполните по вариантам морфологический разбор имени существительного и синтаксический разбор предложения.

5. Подчеркните примеры употребления образных средств, надпишите названия тропов.

Морской пляж

Чудеснейший в мире пляж1, растянувшийся до границы Румынии, казался диким и совершенно безлюдным в этот ранний час.

Чувство одиночества с новой силой охватило Петю. Мальчик первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз1 искателя приключений. Он был окружён следами.

Чёрное пятно на стене обрыва и серые уголья говорили о том, что ночью к берегу кто-то приставал на лодке и варил на костре пищу. Лучевидные следы чаек свидетельствовали о штиле и обилии возле берега мелкой рыбёшки. Длинная пробка с французским клеймом и побелевший в воде ломтик лимона, выброшенный волной на песок, не оставляли никаких сомнений в том, что несколько дней назад в открытом море прошёл какой-то иностранный корабль.

(111 слов) (По В. Катаеву)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Найдите в тексте сложное прилагательное. Определите, каким способом оно образовано.

3. В первом абзаце найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

4. Надпишите над прилагательными разряд, падеж, число и род.

5. В последнем предложении подчеркните местоимения как члены предложения, надпишите над ними разряд, падеж, число (если есть), род (если есть).

6. Выполните по вариантам фонетический разбор слова.

Следы на снегу

Затейливой грамотой звериных и птичьих следов исписана поверхность сугробов.

Между деревьями тянется лёгкий следок белки. Цепляясь по сучьям, упала к ногам обглоданная шишка. Подняв голову, вижу, как закачалась3, освободившись от тяжести, ветка. В густой вершине затаилась лесная проказница.

Зайцы-русаки ночами бегают3 по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют2 на снегу путаные следы.

На краю леса можно увидеть чёрных тетеревов, сидящих на берёзах. Бродя по снегу, собирают они чёрные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап разрисована между кустами поверхность снега. В студёные дни тетерева, падая с берёз, зарываются2 в снег. Счастливому лыжнику иногда удаётся поднять тетеревов, спрятавшихся в снежных лунках. В алмазной снежной пыли вылета ют птицы из снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

(110 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Подчеркните в тексте деепричастия как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий. Надпишите над деепричастиями вид.

3. Выделите графически причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся.

4. Выполните по вариантам морфемный и морфологический разбор глаголов.

5. В первом предложении подчеркните как члены предложения прилагательные, определите их разряд.

Возвращение домой

Весной наступает особенный, торжественный2 час в русской природе. Как бы до самого3 неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки пролётных птиц. От тёплого юга до студёного моря будут слышны их3 весенние весёлые голоса.

Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озёрами летят птицы, возвращаясь на свою родину. Высоко в небе, распахнув белые крылья, пролетают на север прекрасные лебеди, стройными косяками тянут гуси, курлыкают журавли. На реках и озёрах, наполненных вешней водою, отдыхают и кормятся дикие утки.

Множество птиц пролетает даже над шумными многолюдными2 городами. Выйди на берег реки и хорошенько послушай! Чуткое ухо услышит в освещённом заревом городском небе свист бесчисленных2 крыльев, далёкие птичьи голоса...

(108 слов) (По И. Соколову-Микитову)

Задания:

1. Напишите текст под диктовку.

2. Определите способ образования имён прилагательных, отмеченных индексом 2.

3. Подчеркните в тексте деепричастия как члены предложения. Выделите суффиксы деепричастий. Надпишите над деепричастиями вид.

4. Выделите графически причастный оборот и определяемое слово, к которому он относится.

5. Найдите глаголы в форме повелительного наклонения. Надпишите над ними другие непостоянные признаки.

6. Выполните по вариантам морфологический разбор местоимения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]