Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Суффикс (продолжение) - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить понятие о суффиксе как значимой части слова; показать роль суффикса в образовании прилагательных; закрепить навыки морфемного разбора; развивать мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять суффиксы в словах; определять значения суффиксов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Что называется суффиксом?
— Слова каких частей речи образуются с помощью суффиксов?
— Какие значения суффиксов вам известны? Приведите примеры.
2. Упр. 410 — обсуждение заглавий (“Тихий день”, “Зимний день в саду”) и вопросов.
(В это время два ученика выполняют фонетический и морфемный разбор на доске.)
3. Задание из рабочей тетради.
III. Закрепление изученного материала
1. Задание. Напишите несколько прилагательных, обозначьте в них суффиксы, определите их значение.
2. Задание. Образуйте от прилагательных, если это возможно, слова с суффиксами –оват- — -еват-, запишите их, обозначьте суффиксы.
Усталый, горький, трудный, любимый, плохой, хороший, честный, ленивый, теплый, холодный, еловый, березовый, легкий.
(Горьковатый, трудноватый, плоховатый, тепловатый, холодноватый, легковатый.)
— Почему нельзя быть “честноватым”, “березоватым”?
3. Упр. 411 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
4. Упр. 412 — выразительное чтение, комментированное письмо.
5. Задание. Образуйте существительные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, которые встретились в упр. 412. (Лебедушка, бабушка, худышка, перышко, водичка (суффиксы -ич- и -к-), колосок, огонек и т.д.)
6. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 19, в тетрадь-словарик (конфета, корзина, костюм); образуйте от них слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
7. Тестовое задание.
В каком слове нет суффикса -чик-?
1) переводчик;
2) батончик;
3) пончик;
4) диванчик.
IV. Занимательная лингвистика
1. Упр. 414 — обсуждение вопроса, рассуждения.
2. С помощью суффиксов образуйте от названий зверей и птиц слова, обозначающие их детенышей, и запишите их, обозначьте суффиксы.
Медведь, орел, журавль, лиса, заяц, кролик, овца, кукушка, корова, попугай, лошадь.
(Медвежонок, орленок, журавленок, лисенок, зайчонок, крольчонок, ягненок, кукушонок, теленок, жеребенок.)
— От каких слов названия детенышей образуются с другим корнем? (Ягненок, теленок, жеребенок.)
— От какого слова не образуется название детеныша? (Попугай. Слово попугайчик обозначает взрослую птицу: волнистые попугайчики.)
V. Подведение итогов
— Какие значения могут придавать суффиксы словам?
Домашнее задание
1. § 76.
2. Упр. 413.
3. Составить таблицу “Значения суффиксов прилагательных”.
4. Рабочая тетрадь: задание 116 (с. 60).
5. Для желающих: нарисовать глокую куздру и других героев Л. Щербы (упр. 414).