Основа слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Основа слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: расширить понятие об основе слова; учить находить и выделять основу в слове; развивать навыки монологической речи, мотивацию к аналитической деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять основу слова; видеть в основе слова его лексическое значение; объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

1) Вопросы.

— Расскажите об окончании, его роли и значении (развернутый ответ).

— Что такое нулевое окончание? У каких частей речи бывает нулевое окончание?

— Имеют ли наречия окончания? Почему? (Нет. Это неизменяемая часть речи.)

2) Упр. 384 — проверка по цепочке (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и фонетический разбор слов).

(Ответ. Слово одичал употреблено в переносном значении: в словосочетании одичал балкон это метафора.)

3) Упр. 385 — чтение и обсуждение описаний.

4) Задание из рабочей тетради.

2. Лингвистическая разминка.

Задание. Определите, что означает окончание -и в словах написали, легки, загадки. Запишите на доске и в тетрадях формы этих слов с нулевым окончанием. (Примерный ответ. В глаголе — мн. ч., прош. вр.; написал; в кратком прилагательном — мн. ч., легок; в существительном — два варианта: 1) мн. ч., И. п. или В. п.; 2) ед. ч., Р. п.; загадок.)

III. Работа по теме урока

Обсуждение вопросов.

— Что такое основа слова?

— Выделите основы в словах тучами, пишем, начальный.

— Прочитайте диалог и теоретический материал учебника (§ 73, с. 10).

— Как вы думаете, необходимо ли определять часть речи, перед тем как выделять основу? Почему? (Примерный ответ. Необходимо, потому что изменяемые части речи имеют окончание, в том числе нулевое, а неизменяемые состоят из одной основы.)

— Что нового вы узнали об основе слова? (Примерный ответ. Неизменяемые слова состоят только из основы. В основе слова заключено его лексическое значение.)

— Приведите примеры слов, состоящих только из основы. (Наречия: сверху, вдалеке, скоро и т.д.)

— Можно ли сказать, что эти слова имеют окончания? (Нет. Эти наречия оканчиваются на гласные у, е, о, служащие суффиксами.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 386 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).

2. Упр. 387 — комментированное письмо (в это время два ученика выполняют синтаксический и морфологический разбор на доске; беседа по вопросам).

Комментарий

Варианты заглавий: “Сирень”, “Цветущая сирень”.

Стиль текста — художественный, так как в тексте рисуется образ сирени, используются изобразительно-выразительные средства: эпитеты (пышные, нежные, теплых, непередаваемых, яркого); олицетворения (грозди сирени царят; тех... оттенков, что живут...).

Заглянем в конец учебника, рассмотрим на цветной вклейке репродукцию картины П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.

3. Упр. 388 — чтение, обсуждение вопросов (самостоятельное выполнение).

4. Словарная работа.

Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 11: фиолетовый, лиловый, запишите также слово сиреневый. По толковому словарю определите оттенки значений этих синонимов.

V. Подведение итогов

— Почему важно уметь выделять основу в слове? (Потому, что в основе содержится лексическое значение слова.)

Домашнее задание

1. § 73.

2. Упр. 389 — выполнение заданий (письменно).

3. Упр. 390 — подготовка к сочинению (составление плана, подготовка устного сочинения).

4. Рабочая тетрадь: задание 97 (с. 52).






Для любых предложений по сайту: [email protected]