Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Основа слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: расширить понятие об основе слова; учить находить и выделять основу в слове; развивать навыки монологической речи, мотивацию к аналитической деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять основу слова; видеть в основе слова его лексическое значение; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Вопросы.
— Расскажите об окончании, его роли и значении (развернутый ответ).
— Что такое нулевое окончание? У каких частей речи бывает нулевое окончание?
— Имеют ли наречия окончания? Почему? (Нет. Это неизменяемая часть речи.)
2) Упр. 384 — проверка по цепочке (в это время два ученика выполняют на доске морфологический и фонетический разбор слов).
(Ответ. Слово одичал употреблено в переносном значении: в словосочетании одичал балкон это метафора.)
3) Упр. 385 — чтение и обсуждение описаний.
4) Задание из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Определите, что означает окончание -и в словах написали, легки, загадки. Запишите на доске и в тетрадях формы этих слов с нулевым окончанием. (Примерный ответ. В глаголе — мн. ч., прош. вр.; написал; в кратком прилагательном — мн. ч., легок; в существительном — два варианта: 1) мн. ч., И. п. или В. п.; 2) ед. ч., Р. п.; загадок.)
III. Работа по теме урока
Обсуждение вопросов.
— Что такое основа слова?
— Выделите основы в словах тучами, пишем, начальный.
— Прочитайте диалог и теоретический материал учебника (§ 73, с. 10).
— Как вы думаете, необходимо ли определять часть речи, перед тем как выделять основу? Почему? (Примерный ответ. Необходимо, потому что изменяемые части речи имеют окончание, в том числе нулевое, а неизменяемые состоят из одной основы.)
— Что нового вы узнали об основе слова? (Примерный ответ. Неизменяемые слова состоят только из основы. В основе слова заключено его лексическое значение.)
— Приведите примеры слов, состоящих только из основы. (Наречия: сверху, вдалеке, скоро и т.д.)
— Можно ли сказать, что эти слова имеют окончания? (Нет. Эти наречия оканчиваются на гласные у, е, о, служащие суффиксами.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 386 — выполнение заданий (на доске и в тетрадях).
2. Упр. 387 — комментированное письмо (в это время два ученика выполняют синтаксический и морфологический разбор на доске; беседа по вопросам).
Комментарий
Варианты заглавий: “Сирень”, “Цветущая сирень”.
Стиль текста — художественный, так как в тексте рисуется образ сирени, используются изобразительно-выразительные средства: эпитеты (пышные, нежные, теплых, непередаваемых, яркого); олицетворения (грозди сирени царят; тех... оттенков, что живут...).
Заглянем в конец учебника, рассмотрим на цветной вклейке репродукцию картины П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.
3. Упр. 388 — чтение, обсуждение вопросов (самостоятельное выполнение).
4. Словарная работа.
Запишите в тетрадь-словарик слова, помещенные в рамке на с. 11: фиолетовый, лиловый, запишите также слово сиреневый. По толковому словарю определите оттенки значений этих синонимов.
V. Подведение итогов
— Почему важно уметь выделять основу в слове? (Потому, что в основе содержится лексическое значение слова.)
Домашнее задание
1. § 73.
2. Упр. 389 — выполнение заданий (письменно).
3. Упр. 390 — подготовка к сочинению (составление плана, подготовка устного сочинения).
4. Рабочая тетрадь: задание 97 (с. 52).