Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Повторение темы Лексика - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить знания о лексических разрядах слов, навыки работы с толковыми словарями; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся узнают основные лексические разряды слов; научатся проводить лексический анализ слова; пользоваться разными видами словарей; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и обсуждение изложений
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Мы заканчиваем изучение интереснейшей темы — “Лексика”. Надеюсь, вам было не скучно на уроках. И в этом, и в последующих классах будем не раз возвращаться к загадкам слов. Язык хранит их множество, а мы разгадали лишь малую часть.
2. Работа по вопросам (опираемся на вопросы и задания на с. 167).
3. Обсуждение заданий из рабочей тетради.
4. Выступления групп (сообщения о словарях).
IV. Занимательная лингвистика
1. Определите, к какому лексическому разряду относятся глаголы в выражениях: завести часы, завести щенка. (Это омонимы.)
2. Подберите пары антонимов (разных частей речи) на темы “Настроение”, “Труд” (по вариантам). (Примерный ответ. 1) Весело — грустно, радость — печаль, улыбаться — хмуриться, бодрый — вялый и т. д.; 2) труд — лень, работать — бездельничать, трудиться — лодырничать, трудолюбивый — ленивый и т. д.)
3. Подберите как можно больше синонимов к словам хороший, умный, красивый.
V. Подведение итогов. Рефлексия
Мы закончили изучение первой части учебника.
— Какие темы мы изучили?
— Какая из тем кажется вам легкой, а какая — сложной?
— Что вас заинтересовало на уроках? Какие задания вам интересно выполнять?
— О каких явлениях языка вы бы хотели узнать подробнее?
— Как вы оцениваете свою работу на уроках?
Домашнее задание
Выписать из газет 4—5 слов с неясным значением, прояснить значение слов с помощью толкового словаря.