Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Синонимы (продолжение) - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: закрепить понятие о синонимах, их лексических оттенках; показать роль синонимов в речи; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать познавательную активность.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить синонимы и пользоваться ими в речи, в тексте; понимать роль синонимов в речи как средств выразительности; пользоваться словарем синонимов; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Приведите примеры синонимов, объясните, чем они различаются.
2. Упр. 363 — обсуждение вопросов и заданий.
Дополнительный вопрос
— Какие прилагательные, встретившиеся в упражнении, имеют эмоциональную окраску, служат эпитетами? (Пасмурным, лазурным.)
3. Задания из рабочей тетради.
III. Работа по теме урока
1. Как вы думаете, какова роль синонимов в речи? В каких случаях их используют? (Обсуждение.)
2. Чтение теоретического материала учебника (§ 68, с. 163).
3. Упр. 364 — самостоятельная работа, обсуждение вопросов.
Комментарий
Синонимы: засмеялся — залился — прыснул — хохотали. Употребление синонимов делает речь выразительной, яркой, точной, образной. Если бы не синонимы, текст был бы однообразным: пришлось бы повторять одно и то же слово. Другая важная роль синонимов: они являются средствами связи предложений в тексте. (Ответ. Схеме соответствует последнее предложение текста.)
4. Упр. 365 — выполнение задания.
Дополнительное задание. Определите стилистическую принадлежность, эмоциональную окраску синонимов к слову смотреть. (Ответ. Созерцать, взирать — художественный стиль, эмоциональная приподнятость; глазеть — разговорный стиль, сниженная эмоциональная окраска.)
5. Упр. 366 — самостоятельная работа.
6. Тестовые задания.
1. Какое слово является однозначным?
1) число;
2) фауна;
3) хлеб;
4) золотой.
2. В каком предложении есть синонимы?
1) Москву рябины красили, дубы стояли князями.
2) Кленовый лист лежит между листами альбома.
3) Над цветами кружили осы и пчелы.
4) Игра получилась интересной, захватывающей.
IV. Занимательная лингвистика
— Распределите слова синонимического ряда по степени усиления признака.
Тревожиться, беспокоиться, горевать, волноваться, переживать.
(Волноваться, беспокоиться, переживать, тревожиться, горевать.)
V. Подведение итогов
— Каково значение синонимов в речи?
Домашнее задание
1. § 68.
2. Упр. 367.
3. Рабочая тетрадь: задание 93 (с. 50).