Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Описание картины Ф.П. Толстого Цветы, фрукты и птица - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарный диктант.
Изучаешь фонетику, нарежь потоньше, душистая сирень, подчеркнуть орфограммы, опытный каменщик, ароматное яблоко, закончить письменную работу, меньше знаешь, судьба барабанщика, удивительный хищник, встань пораньше, поразительная мощность, чёткий почерк, лучший помощник, чудесный салют, возьмем гвозди.
III. Работа по теме урока
1. Беседа.
Вспомните, как мы читали текст К.Г. Паустовского о старинной музыкальной шкатулке. В повествовательный текст автор ввел описание. Мы узнали, как устроена шкатулка, как она была украшена. Но все же каждый представлял ее по-своему.
Сегодня наша задача — описать то, что мы видим, так, как задумал и создал художник. Речь идет о картине Ф.П. Толстого “Цветы, фрукты и птица” (см. цветную вклейку учебника).
Почти все, что изображено на картине, входит в ее название. Большая часть изображенного: цветы в вазе, фрукты — неодушевленные предметы. Такая картина, изображающая неодушевленные предметы, называется натюрмортом.
Выясним значение слова с помощью словарей. Это слово произошло от французского словосочетания nature morte, что означает “мертвая природа”.
На живописных полотнах может отображаться также портретная, историческая, пейзажная тематика. Пейзаж, в отличие от натюрморта, — изображение живой природы. Словосочетание “мертвая природа” довольно мрачное. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф.П. Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел художника, решим, так ли уж мрачно это слово — натюрморт.
2. Упр. 323 — обсуждение вопросов.
Дополнительные вопросы и комментарии
— Вспомните, какие картины мы рассматривали. Каким художникам они принадлежали? (Картины А.А. Пластова “Летом” и Ф.П. Решетникова “Мальчишки”.)
— Что общего в этих двух картинах? {На обеих картинах изображены жанровые сценки; первая из них вписана в сельский пейзаж, вторая — в городской.)
— Какие предметы изобразил художник Ф.П. Толстой на картине “Цветы, фрукты и птица”? (Примерный ответ. Художник изобразил не только мертвую природу: срезанные цветы в прозрачной пузатой вазе, спелые яблоки, гроздь темного винограда и кисточки белой и красной смородины. На картине есть и живое: птица, сидящая на виноградной веточке; порхающие бабочка и мотылек; муха на зеленом боку яблока.)
— Как художник расположил предметы? Какие краски использовал? Каков фон картины? (Примерный ответ. Все предметы находятся на простом столе, крышка которого служит нижней границей картины. Фрукты сгруппированы вокруг вазы с цветами, расположенной в центре натюрморта. Общий фон натюрморта — охристо-желтый, солнечный, теплый. Солнце падает и на яблоки, и на ягоды смородины и винограда, и на вазу.)
— Какова роль изображенных предметов? Каково настроение картины? Можно ли понять замысел художника? (Примерный ответ. Изображенные предметы словно перекликаются друг с другом. Срез яблока повторяет форму и цвет лепестков цветов и крылышки бабочки. Краснобокие яблоки напоминают формой вазу. Цветы в ней видны полностью, даже стебельки, и от этого кажутся особенно нежными и трогательными.
Похожи бабочка и мотылек, привлеченные запахом цветов и фруктов. Оперение птицы почти сливается с матово-синим цветом винограда. Тонкие птичьи лапки похожи на веточки. Затейливо вьющиеся виноградные усики напоминают изгибы веточек смородины.
Все похоже, и все своеобразно. Неживая природа оживает под кистью художника. Если приглядеться, в левом углу картины можно заметить несколько капелек воды, в которых, как и в вазе, отражается солнечный свет.
Картина наполнена гармонией и теплом. Рассматривая натюрморт, проникаешься солнечным настроением, учишься ценить красоту мира, красоту простых, окружающих тебя вещей.)
3. Устные рассказы по картине.
IV. Подведение итогов
— Что такое натюрморт?
— Понравилась ли вам картина? Поясните свое мнение.
Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь: задание 69 (с. 40).
2. Повторить изученное по теме “Лексика”.