Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Повторение темы Фонетика - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить знания по фонетике, орфографические и синтаксические навыки; подготовиться к контрольной работе; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между фонетикой и орфографией; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
1) Задания из рабочей тетради.
2) Беседа по вопросам упр. 321.
Комментарий
Варианты заголовка: “Чужими руками”, “Умная ручка”.
В слове “отдает” буква т обозначает звук [д], который уподобляется следующему звонкому звуку. В слове “Петров” гласная буква е обозначает звук [и], так как стоит в слабой (безударной) позиции. В слове “что” буква ч обозначает звук [ш].
Буква т может обозначать звуки [т]: туман, [т’]: квартира, [д’]: отделение. Буква е может обозначать звуки [э]: метр, [йэ]: подъезд. Буква ч может обозначать звуки [ч’]: луч, [т]: лучше.
Вообще, гласные буквы, как и согласные, могут обозначать разные звуки. Гласная буква и обозначенный ею звук полностью совпадают только в сильной позиции - под ударением (мост [мост]), и то не всегда (жизнь [жызн’]).
Буква а может обозначать звук [и] (часы), буква о - звук, близкий к [а] (собака), и звук, близкий к [ы] с призвуком [э] (шоколад). Буква и может обозначать звуки [и] (вилка) и [ы] (цирк), буква е — звук [и] (медаль) и звук, близкий к [ы] (жевать).
В свою очередь, звуки могут обозначаться разными буквами. Звук [и], например, может быть обозначен буквами и (сила), е (перо), а (частота), я (лягушка). Полный гласный звук возможен только в сильной позиции — под ударением.
2. Лингвистическая разминка.
Проведите фонетический разбор слов овсянка, каяться (по вариантам, на доске и в тетрадях).
Овся́нка — 3 слога.
о — [а] — гласн., безударн.
в — [ф] — согласн., глух., тв.
с — [с’] — согласн., глух., мягк.
я — [й] — гласн., ударн.
и — [и] — согласн., зв.
к — [к] — согласн., глух., тв.
а — [а] — гласн., безударн.
7 букв, 5 звуков.
Ка́яться — 3 слога.
к — [к] — согласн., глух., тв.
а — [а́] — гласн., ударн.
я — [й] — согласн., зв., мягк.; [а] — гласн., безударн.
т — [ц] — согласн., тв., глух.
ь — [—]
с — [ц] — согласн., тв., глух.
я — [а] — гласн., безударн.
7 букв, 6 звуков.
Группа букв ться произносится как [ца].
III. Работа по теме урока
1. Контрольные вопросы и задания (с. 147).
2. Упр. 322 — подготовленный диктант.
3. Словарная работа.
1) Запишите слова, помещенные в рамки на с. 147, в тетрадь-словарик. Составьте восклицательные предложения: вариант I — со словами почерк, душистый; вариант II — со словами подчеркнуть, ароматный.
2) Запишите слова, помещенные в рамки на с. 148 (буду побеждать, одержу победу), в тетрадь-словарик.
IV. Задание по культуре речи
Упр. 324 — выразительное чтение и обсуждение вопросов.
V. Подведение итогов. Рефлексия
— Что нового вы узнали, изучая тему “Фонетика”?
— Что изучает орфоэпия?
— Что вы знаете о создании русского алфавита?
— Что вам показалось интересным на уроках, а что — скучным?
Домашнее задание
1. § 50—63 (подготовиться к контрольной работе).
2. Рабочая тетрадь: задания 78—81 (с. 44—45).