Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

Цели: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные и омофоничные корни; развивать навыки разбора слов по составу; прививать навыки самостоятельной работы; формировать мотивацию к исследовательской деятельности, к анализу, сопоставлению, способность к рефлексии.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить орфограммы в корне, отличать проверяемые безударные гласные от непроверяемых; объяснять орфограммы, языковые явления.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Упр. 28 — взаимопроверка.

2. Определение значения слова.

Капот — откидная покрышка у различных механизмов (машин), предохраняющая их от пыли, сырости и т. п.

3. Фронтальный опрос.

— Что такое орфограмма?

— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

— Как называются значимые части слов?

— Как называется главная часть слова?

— Что понимают под “точками” применения правил?

III. Работа по теме урока

1. Распознавание омонимичных корней слов.

На доске записаны группы слов.

Оса, осина, осиный, подосиновик.

Горечь, пригорок, гористый, горчица.

Водяной, проводка, водитель, подводник.

Лётный, летний, летучий, лето.

Задание. Выделите корни слов каждой группы, объясните их значение, сгруппируйте по смыслу.

— Все ли слова каждой группы являются однокоренными?

Оса, осиный;     осина, подосиновик;

горечь, горчица;     пригорок, гористый;

водяной, подводник; проводка, водитель;

лётный, летучий;     летний, лето.

— Что нужно учитывать при определении однокоренных слов? ('Однокоренные слова имеют один и тот же корень и объединяются общим значением.)

— Гласные в каких корнях можно проверить, а какие надо запомнить? (Можно проверить: оса — о́сы, горчица — го́речь, гористый — приго́рок, водяной — подво́дник, водитель — прово́дка, летучий — лётный. Надо запомнить: осина, подосиновик.)

Запишем эти слова в тетрадях, обозначим корни.

— Какими способами мы проверяли безударные гласные в корнях слов? (Изменением формы слова: оса — о́сы; подбором однокоренных слов: горчица — го́речь и др.)

2. Различение форм слова и однокоренных слов.

— Как отличить форму слова от однокоренного слова? (Примерный ответ. Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: вода — водный — подводный — водоросли. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова — это формы ед. и мн. ч., падежные формы: вода — воды — воде — водой.)

Понять отличие форм слова от однокоренных слов можно на таком примере.

Вы знаете, что из мягкой глины можно лепить различные фигурки. Даже если куску глины вы придаете различные формы, глина при этом остается глиной. Фигурки можно делать и из пластилина. Что бы мы ни слепили, какую бы форму ни придали куску пластилина, у нас получится фигурка из пластилина. Это родственный глине материал, который, кроме глины, содержит воск, жиры, красители.

Формы слова соотносятся с однокоренными словами примерно так же, как фигурки из глины (формы куска глины) с родственными материалами (пластилином).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 29 — выразительное чтение, запись однокоренных слов, обозначение корней.

2. Чтение теоретических сведений и правил (с. 18, 19).

3. Упр. 30 — комментированное письмо (на доске и в тетрадях).

4. Упр. 31 — самостоятельная работа.

5. Для тех, кто успел все сделать: упр. 32 — взаимопроверка (в это время одну из схем выполняет на доске ученик).

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Какую орфограмму мы повторяли на уроке?

— Что на уроке показалось вам легким, а что — трудным?

Домашнее задание

1. § 8.

2. Упр. 33.

3. Рабочая тетрадь: задания 5, 6 (с. 5—6).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Какие способы существуют для проверки безударной гласной в корне слова?

— Что такое однокоренные слова?

— Как отличить форму слова от однокоренного слова?

2. Упр. 33 — выразительное чтение, обсуждение заголовка, взаимопроверка.

3. Задания из рабочей тетради.

III. Закрепление изученного материала

1. Объяснительный диктант.

Выбор гласных в корнях слов объясните графически; обозначьте части речи.

Игрушка, пятерка, певец, ледяной, светлячок, корневой, чернеть, голубиный, лесной, потерять, падение, сказать, написать, листва.

2. Орфограмма № 1 на первом форзаце учебника (подобрать к словам косить, косит слова с корнем, который пишется так же, но имеет другое значение; прояснить значение слов с помощью словосочетаний, например: косить косой; тонкая косичка, косой заяц, речная коса).

IV. Работа по теме урока

1. Различение омофоничных корней.

Несет меня лиса за дальние леса.

Задания

1) Обозначьте орфограммы в глаголе и существительных.

Вслушаемся в звучание существительных лиса и леса. Эти слова звучат одинаково, но пишутся по-разному, и значение их различно.

— Определите значение одинаково звучащих слов.

Значение подобных слов проявляется только в предложении. Таких пар слов довольно много.

2) Придумайте пары слов, звучащих одинаково, но пишущихся по-разному и имеющих различное значение.

(Примерный ответ. Посидеть на крылечке — поседеть от старости, посветить фонариком — посвятить стихотворение, развеваться по ветру — быстро развиваться.)

Комментарий

Одинаково звучащие слова рифмуются, как в сказочной фразе “Несет меня лиса за дальние леса”. В сочетании с ритмом фразы это придает особую мелодичность речи рассказчика.

2. Упр. 34 — выразительное чтение, обсуждение вопросов (в тетрадях).

3. Упр. 35 — выполнение задания, самостоятельная работа.

V. Подведение итогов

— Как проверить безударную гласную в корне?

— На какие корни надо обратить особое внимание при проверке в них безударных гласных?

Домашнее задание

1. § 8.

2. Упр. 36.

3. Рабочая тетрадь: задание 8 (с. 7).






Для любых предложений по сайту: [email protected]