Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: дать понятие о позиционных чередованиях гласных и согласных; показать зависимость звука от позиции в слове; учить различать сильную и слабую позиции гласных и согласных; сопоставить фонетику и орфографию; углубить знания о твердых и мягких согласных; показать смыслоразличительную роль парных согласных; развивать навыки фонетического разбора, мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать сильные и слабые позиции гласных и согласных; определять их позиционные чередования; понимать смыслоразличительную роль парных согласных; различать согласные по твердости/мягкости, глухости/звонкости; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 274 — обсуждение вопросов.
(Ответ. В тексте раскрывается мысль о том, что ребенок может научиться говорить только с помощью других людей.)
2. Задание из рабочей тетради.
III. Самоопределение к деятельности
— Можем ли мы ответить на вопрос: сколько букв в алфавите? (Конечно, их 33.)
— А сколько звуков в языке? (Обсуждение.)
IV. Работа по теме “Изменение звуков в потоке речи”
На этот вопрос ответить невозможно. Количество звуков подсчитать нельзя. Звуков в языке великое множество. Когда мы записываем фонетический облик слова, мы имеем дело с основными звуками, обладающими общими чертами. На самом же деле в речи живые звуки имеют множество оттенков, вариантов. Варианты звуков зависят от ударения, от позиции в слове, не говоря уже об индивидуальных различиях речи: тембре, высоте звука и т. п. Не случайно мы узнаем человека по голосу, по только ему присущим особенностям произношения.
Различают сильную и слабую позиции звуков. Сильная позиция гласных — под ударением. В этом случае слышится полный звук: [а] (собака), [о] (кошка), [’и] (сила), [ы] (рыба), [’э] (песня), [у] (буря).
— Как вы думаете, что является сильной позицией для согласных? Сильная позиция согласных — перед гласными и так называемыми сонорными (звучными, в которых голос преобладает над шумом) твердыми и мягкими согласными л, м, н, р, позиция которых всегда сильная: вода, поднять, возле, обратно и т. д. Кроме того, согласный звук находится в сильной позиции, если следующий за ними согласный имеет одинаковое с ним качество по глухости/звонкости: спать (оба звука глухие), здание (оба звука звонкие).
Если же качество согласных по глухости/звонкости разное, согласный уподобляется следующему за ним звуку: просьба [проз’ба] (с превращается в свой звонкий парный — з), подправить [патправит’] (д превращается в свой глухой парный — т). На конце слова согласные находятся в слабой позиции: дуб [дуп], снег [снек], лёд [л’от] и т. д.
— Прочитайте теоретические сведения на с. 126.
V. Закрепление изученного по теме “Изменение звуков в потоке речи”
1. Упр. 275 — выполнение задания (устно).
2. Упр. 276 — выразительное чтение текста, отработка правильного произношения, выбор заглавия (устно).
VI. Работа по теме “Согласные твердые и мягкие”
1. Обсуждение вопросов.
— Какие согласные имеют пары по твердости/мягкости?
— Сколько таких пар в языке?
— Какими буквами обозначаются парные мягкие согласные?
— Какие согласные всегда мягкие?
— Какие согласные всегда твердые?
2. Самостоятельные наблюдения (§ 54, с. 127).
Произнося слова слон — конь, белка — бык, понаблюдаем, как ведет себя язык, попробуем слова “на вкус”. Ответим на вопрос: как обозначается мягкость согласных? (В первом случае с помощью ь, во втором — с помощью буквы е.)
3. Чтение теоретических сведений на с. 127.
4. Понятие о сигналах мягкости.
— Как мы узнаем о мягкости того или иного согласного? (Если после согласного стоят ь или буквы е, ё, ю, я, и, значит, согласный мягкий. Назовем эти буквы сигналами мягкости.)
— Является ли сигналом мягкости ь на конце слова беречь? (Нет, это показатель начальной формы глагола.)
VII. Закрепление изученного по теме “Согласные твердые и мягкие”
1. Упр. 277 — устный разбор, письменное составление словосочетаний (на доске и в тетрадях).
2. Упр. 278 — выполнение задания (устно).
3. Упр. 279 — выполнение задания (устно).
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 128, в тетрадь-словарик в раздел “Орфоэпия”. Выполните задания упр. 281.
VIII. Занимательная лингвистика
— В какие слова превратятся род, луг, маг, зонд, паз, если сделать их фонетический разбор? ([рот], [лук], [мак], [зонт], [пас].)
IX. Подведение итогов
— Что нового вы узнали о звуках речи?
— Что такое сильная и слабая позиции звуков?
— Какие сигналы мягкости согласных вы знаете?
Домашнее задание
1. § 53, 54.
2. Упр. 280. Дополнительно: дать устную характеристику согласных по твердости/мягкости.
3. Прочитать тексты § 55 (подготовка к изложению).
4. Рабочая тетрадь: задания 65—66 (с. 38).