Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цель: развивать понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора; формировать мотивацию к исследовательской деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить основу в предложении; узнают способы выражения подлежащего; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ выполнения тестов
III. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Вопросы.
— Какие члены предложения составляют его основу?
— Как называются остальные члены предложения?
— Что обозначает подлежащее?
— Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
— В каком падеже стоит подлежащее?
— На какие вопросы отвечает сказуемое?
— Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
— Сколько главных членов может быть в предложении?
2. Задание из рабочей тетради.
3. Упр. 159.
Комментарий
В 1-м и 2-м предложении по 6 слов и по 5 членов предложения. Предлоги (за и по) не являются членами предложения. В остальных предложениях количество слов и членов предложений совпадает.
IV. Работа по теме урока
1. Упр. 160 — чтение и выполнение задания (устно).
2. Чтение определения и теоретических сведений (§ 32, с. 76).
3. Упр. 161 — комментированное письмо.
4. Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод о способах выражения подлежащего и его положении в предложении.
Три мудр..ца в одном т..зу пустились по морю в гр..зу. В любую п..году Ч..рное море пр..красно. Прол..тело два дня.
(Подлежащие: три мудреца, Черное море, два дня.)
Вывод. Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.
V. Занимательная лингвистика
Переставив буквы в одном слове предложения Кто сказал “мяу”?, вы легко найдете подлежащее. (Кот сказал “мяу”.)
VI. Подведение итогов
— Как опознать в предложении подлежащее?
Домашнее задание
1. § 31, 32.
2. Упр. 162.
3. Рабочая тетрадь: задание 35 (с. 19).