Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Личные окончания глаголов - ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ
Цели: развивать умение определять спряжение глаголов; показать значение этого умения для правописания; закрепить навыки правописания глаголов; развивать мотивацию к аналитической деятельности; формировать способность к рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять спряжение глагола, выбирать гласную в личных окончаниях глагола; узнают алгоритм определения спряжения; приемы получения информации; научатся объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Чтение и анализ сочинений.
III. Работа по теме урока
— Какие окончания глаголов называются личными? Почему?
— Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (Глаголы настоящего и будущего времени.)
Упр. 88 - работа с таблицей личных окончаний глаголов.
— Есть ли сомнения, к какому спряжению отнести глаголы вести, петь, говорить, молчать? Почему? (Первые два глагола I спряжения, остальные — II. Сомнений в определении спряжений нет, потому что глаголы имеют ударные личные окончания: ведём, поют, говоришь, молчат.)
— Как определить спряжение глагола, если его окончание безударное? (Определяем спряжение по начальной форме глагола.)
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. Давно заметили, что все глаголы изменяются по одному из двух типов. Одни глаголы имеют в окончаниях гласные е и у (ю) (I спряжение), другие — гласные и и а (я) (II спряжение).
Если окончания глаголов ударные, всё просто, спряжение определить легко, но это совсем необязательно делать: мы и так напишем правильно. Если же окончания глаголов безударные, мы определяем спряжение по начальной форме глагола, а уж потом решаем, какую букву писать в личном окончании.
I спряжение |
II спряжение |
Брить, стелить + все глаголы на -ать, -оть, -уть, -нь и т. д. |
Все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, + 11 глаголов-исключений |
Окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) |
Окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят) |
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику.
1) Упр. 89 — комментированное письмо; морфемный разбор (на доске и в тетрадях).
2) Упр. 91 — устное составление предложений, запись лучших в тетради.
2. Повторение раздельного написания не с глаголами.
1) Спишите записанные на доске глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы.
(Не)навид..ш.. лень, (не)упуст..м возможность, они (не)смотр..т, (не)хоч..т..ся заниматься, дело (не)дела..т..ся, (не)догон..ш.. автобус, дети (не)купа..т..ся.
2) Упр. 90 — выразительное чтение, самостоятельное выполнение.
V. Подведение итогов. Рефлексия
— Что вы знаете о глаголе как части речи?
— Какие правила правописания глаголов мы повторили за несколько уроков?
— Какие правила для вас кажутся трудными?
— Какие ошибки вы еще делаете при написании глаголов?
— Что представляется вам легким и понятным в теме “Глагол”?
Домашнее задание
1. § 16—19 — повторить.
2. Упр. 92.