Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Разделы науки о языке - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Цели: систематизировать знания о разделах лингвистики; развивать навыки монологической речи; формировать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять разделы лингвистики и предметы их изучения; объяснять языковые явления.
Ход уроков
I. Организационный момент
Мы завершили изучение программы 5 класса. Впереди повторение и обобщение материала, итоговые контрольные работы. Большая часть работы на уроках повторения будет самостоятельной. Сегодня мы обобщим то, что касается разделов языкознания.
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 705 — сверка выполнения с заполненной на доске таблицей.
2. Упр. 706 — сообщения и их обсуждение.
III. Работа по темам “Фонетика”, “Лексика”, “Словообразование”. Актуализация знаний
Примечание
Если есть возможность, надо распечатать сетки приведенных в учебнике таблиц, тогда их заполнение займет гораздо меньше времени и сможет послужить в качестве раздаточного материала при проверке знаний учеников.
1. Фонетика.
Упр. 707 — выполнение задания (устно).
2. Лексика.
Упр. 708 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.
3. Морфемика.
1) Упр. 709 — обсуждение вопросов, заполнение таблицы: по цепочке.
2) Упр. 710 — выразительное чтение, обсуждение вопросов, комментированное выполнение письменных заданий.
Комментарий
Примеры слов, в основу которых, кроме корня, входят: а) суффикс — сидел, рыбак, качались, тростник; б) приставка и суффикс (суффиксы) — срезал, проткнул, зажал, подул, оживленный, заговорил.
Примеры слов с беглыми гласными: перед (ним) — передо мной, (по) ветру — ветер, проткнул — протыкать, конец — конца.
IV. Работа по темам “Морфология”, “Синтаксис”
1. Морфология.
1) Упр. 711 — выразительное чтение, самостоятельная работа.
2) Упр. 712 — реализация индивидуальных заданий: планы сообщений о частях речи.
2. Синтаксис.
1) Упр. 713 — комментированное письмо.
2) Упр. 714 — работа с текстом: выразительное чтение, обсуждение вопросов, самостоятельное письменное выполнение.
Комментарий
Варианты заглавий: “Встреча со страшным зверем”, “Ласточка и белка”.
План
а) “Вот хороший дом”.
б) “Впустите переночевать!”
в) “С каких это пор птахи по ночам стучат?”
г) “Без оглядки — наутек”.
3) Индивидуальное задание (выполняется на доске): составить таблицу “Члены простого предложения” (по упр. 715).
4) Упр. 716 — обсуждение вопросов, самостоятельное выполнение.
V. Подведение итогов. Рефлексия
— Помогает ли вам знание разделов науки о языке правильно писать? Каким образом? Приведите примеры.
Домашнее задание
Упр. 717 — написать сочинение.