Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Употребление времен - ГЛАГОЛ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать, как формы глаголов настоящего и будущего времени употребляются для изображения действий в прошлом; развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять рассказы, используя формы глаголов настоящего и будущего времени для изображения действий в прошлом; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 693 — подготовленный диктант.
2. Задание из рабочей тетради.
3. Упр. 689 — диалоги на тему “Я встречаю гостей”.
III. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения и беседа по вопросам (§122, с. 132).
2. Беседа.
Глаголы настоящего и будущего времени часто употребляются в рассказе о прошлом в художественных произведениях. Вспомним “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина:
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
— В каком времени употреблены глаголы? (Примерный ответ. Глаголы приберет и приготовит стоят в форме будущего времени, не прекословит и не перечат — в форме настоящего времени.)
— О каком времени рассказывается во фрагменте сказки? (О прошедшем времени.)
— Какова роль этих глаголов? (Обсуждение.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Упр. 694 — чтение, обсуждение вопросов (письменно).
2. Упр. 695 — подготовка задания, выразительное чтение текста с заменой прошедшего времени настоящим (морфологический, морфемный и фонетический разбор слов выполняется на доске и в тетрадях).
V. Подведение итогов
— С какой целью в рассказе о прошлом могут употребляться глаголы в настоящем и будущем времени? (Примерный ответ. Чтобы приблизить события к читателю, сделать его свидетелем этих событий, оживить рассказ.)
Домашнее задание
1. § 122.
2. Упр. 696.