Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Прилагательные полные и краткие - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: показать грамматические особенности кратких прилагательных; определить роль кратких прилагательных в предложении; развивать интерес к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать полные и краткие прилагательные; образовывать краткие формы прилагательных; определять грамматические особенности кратких прилагательных; научатся правильно ставить ударения в кратких прилагательных; использовать их в речи; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Чтение и анализ творческих работ
III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Задание из рабочей тетради.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Определите падеж имен прилагательных, их роль в предложении, обоснуйте выбор гласных после шипящих в окончаниях прилагательных.
Большого пламени не задуешь. Лежачего не бьют.
Комментарий
Прилагательные стоят в Р. п. Прилагательное большого — определение, прилагательное в роли существительного лежачего — дополнение.
IV. Работа по теме урока
1. Самостоятельные наблюдения (§ 104, с. 91).
2. Как вы думаете, изменяются ли краткие прилагательные? Какие морфологические признаки им присущи? (Обсуждение и вывод: краткие прилагательные не склоняются, они изменяются по числам, а в ед. ч. - по родам.)
3. Чтение теоретических сведений, подтверждающих вывод (§ 104, с. 92).
4. Беседа.
Краткие прилагательные в современном русском языке не склоняются, но так было не всегда. Вспомним устойчивые выражения из произведений русского фольклора — песен, сказок: спросил красну девицу, ответил добру молодцу, на добра коня садяся, белу свету не видать и т. д. Мы видим, что в древности склонялись и краткие прилагательные.
5. Определение роли краткого прилагательного.
Красна речь поговоркою. Легко перо, да на крышу не закинешь.
Вывод. В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемыми. В фольклорных произведениях, как мы заметили, краткие прилагательные могут играть роль определений.
V. Закрепление изученного материала
1. Упр. 588 — комментированное письмо.
2. Упр. 589 — чтение вслух, запись в тетрадь-словарик, в раздел “Орфоэпия” (с ударениями).
Примечание
В большинстве прилагательных ударение в краткой форме такое же, как в полной.
По-другому во многих одно-, двусложных основах и словах с сочетаниями -оро-, -оло-.
В односложной основе ударение переходит: бе́лый — бела́, глу́пый — глупа́, но́вый — нова́; дорого́й — до́рог, до́рого, дорога́; молодо́й — мо́лод, мо́лодо, молода́; весёлый — ве́сел, ве́село, весела́.
На первый слог ударение падает в некоторых кратких прилагательных, стоящих в форме мн. ч.: бо́йки, бу́рны, ло́жны, пра́вы.
Во многих кратких прилагательных ударение может колебаться: бле́дны́, бли́зки́, ве́рны́, вре́дны́, глу́пы́, го́рьки́, гря́зны́, дли́нны́, жа́лки́, зно́йны́, кра́сны́, кру́глы́, ни́зки́, пу́сты́, ре́дки́, ре́зки́, су́хи́, чи́сты́, я́рки́, бе́ло́, высо́ко́, далёко — далеко́, глубо́ко́, ма́ло́, по́лно́, ста́ро́, широ́ки́, вели́ки́, ви́дны́, вре́дны́, го́дны́, кру́пны́, ми́лы́, но́вы́, ну́жны́.
VI. Подведение итогов
— Чем краткие прилагательные отличаются от полных?
Домашнее задание
1. § 104.
2. Упр. 590.
3. Рабочая тетрадь: задание 131.