Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Развитие речи. Доказательства в рассуждении - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: развить понятие о рассуждении как типе речи; показать роль доказательства в рассуждении; развивать навыки монологической речи, рассуждения, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить рассуждение; приводить доказательства, находить аргументы к тезису, делать вывод; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Упр. 480 — проверка по цепочке (в это время морфемный и пунктуационный разбор выполняют на доске три ученика).
Дополнительное задание. Выясните с помощью толкового словаря значения слова червонный.
Справка: это прилагательное имеет несколько значений, причем все они имеют помету (устар.). 1. Красный, алый. 2. В значении существительного — то же, что червонец (золотая монета). Червонное золото — высокопробный сплав золота с медью, применявшийся для изготовления червонцев и других монет.
2. Лингвистическая разминка.
Задание. Один ученик называет глагол, другой — существительное, обозначающее действие по этому глаголу как предмет, явление; далее игра идет по цепочке. Можно придумать и такие глаголы, от которых не образуются существительные.
III. Работа по теме урока
1. Обсуждение вопросов.
— Что называется рассуждением? (См. уроки 71—72.)
— Какие типы речи, кроме рассуждения, вы знаете? (Повествование, описание.)
2. Упр. 482 — выполнение заданий (устно).
Комментарий
Варианты заголовка: “Книги — окно в большой мир”, “Чтение — наслаждение от открытий”.
3. Чтение текста (письмо С.Я. Маршака), беседа по вопросам (§ 89, с. 48-49).
Комментарий
С.Я. Маршак раскрывает тезис о необходимости изучения русского языка, изучения грамматики.
Автор приводит доказательства для подтверждения своего тезиса:
1) человека, не знающего грамматики, легко сбить с толку, он может усвоить неправильные обороты речи;
2) элементарных знаний языка достаточно лишь для выражения самых простых мыслей;
3) для выражения сложных мыслей, требующих пояснений и дополнений, необходимо знать законы языка.
4. Упр. 483 — чтение, обсуждение вопросов.
Комментарий
Автор утверждает: “Хорошо быть моряком!” Его основной тезис: моряк — самая лучшая профессия.
Доказательства:
• моряки бывают в разных странах, видят мир;
• моряки — смелые, отважные люди;
• работа моряка — это романтика, красота, близость к природе.
Стиль текста — разговорный.
5. Упр. 484 — обсуждение тем, формулировка тезисов, подбор доказательств (подготовка к домашнему сочинению).
IV. Подведение итогов
— Как строится рассуждение?
— Какую роль в рассуждении играют доказательства?
Домашнее задание
1. § 89.
2. Упр. 484 — написать сочинение-рассуждение.