Буквы о — а в корне –раст- — -ращ- — -рос- - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год

Буквы о — а в корне –раст- — -ращ- — -рос- - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Цели: показать условия выбора букв о и а в корне –раст- — -ращ- — -рос-; учить распознавать слова с этим корнем; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной деятельности; формировать навыки работы в парах, в группе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять корень –раст- — -ращ- — -рос-; применять правило написания вариантов корня; строить рассуждение; отличать корни с гласными, проверяемыми ударением, от корней с чередующимися гласными.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

1. Вопросы.

— Расскажите о правописании корня –лаг- — -лож-.

— Можно ли проверить правописание этого корня ударением?

2. Упр. 450 — чтение и обсуждение описаний рисунка.

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, слова, написанные на доске (выращивать, растение, подрос), однокоренные? Обоснуйте свое мнение.

— Почему в таком случае в корне чередуются не только гласные, но и согласные?

IV. Работа по теме урока

1. Наблюдение над теоретическим материалом учебника (§ 85, с. 34).

2. Обсуждение вопросов и сверка выводов с правилами (с. 35, 36).

— Проверяются ли ударением слова с корнем –раст- — -ращ- — -рос-?

— Что общего в правилах правописания корней –лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос-?

Выводы:

1) слова с корнем –раст- — -ращ- — -рос- нельзя проверить ударением;

2) общим в правилах правописания корней –лаг- — -лож- и –раст- — -ращ- — -рос- является то, что гласная корня зависит от последующих звуков (букв).

Комментарий

Приведем еще несколько исключений из правила: Ростов, Ростислав, ростовщик.

V. Закрепление изученного материала

1. Упр. 451 — комментированное письмо.

2. Упр. 452 — выполнение заданий (устно).

3. Упр. 453 — выполнение заданий (самостоятельная работа).

4. Упр. 455 — выразительное чтение, морфемный разбор окказионализма (с) подприсосёночком.

5. Тестовое задание.

В каком слове пропущена буква о?

1) обр..сли;

2) выр..щены;

3) водор..сли;

4) р..сточек.

VI. Занимательная лингвистика

Научимся сегодня одной лингвистической игре — отгадыванию шарад. Шарада — это игра-загадка, в которой загаданное слово делится на части, имеющие самостоятельное значение, и каждая часть, а также целое слово образно описываются.

Например: первое — отдельная фигура танца; второе — гласный звук, предлог; третье — скопление водорослей на дне; целое — сеть, которую плетет насекомое.

(Ответ: паутина (па — у — тина).)

Запишите шараду, обозначьте изученные на уроке корни с вариантами морфем, отгадайте слово.

Начало слова - лес,

Конец — стихотворенье,

А целое растет,

Хотя и не растенье. (Бор — ода.)

VII. Подведение итогов

— Можно ли проверить правописание корня –раст- — -ращ- — -рос- ударением? Почему?

Домашнее задание

1. § 85.

2. Упр. 454 (письменно), 456 (устно).

3. Рабочая тетрадь: задание 108 (с. 57).






Для любых предложений по сайту: [email protected]