Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Буквы з и с на конце приставок (продолжение) - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить навыки выбора согласной з и с на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитической деятельности; формировать навыки работы в коллективе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вычленять приставки; применять правило написания з и с на конце приставок.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Упр. 441 — чтение составленных предложений.
2. Упр. 442 — выполнение задания.
(Во время проверки упр. 441 один ученик заполняет на доске составленную дома таблицу (сетка таблицы подготовлена заранее), а другой выполняет фонетический разбор.)
Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з- и -с- |
Буквы з и с на конце приставок |
Сбить |
Разбить |
Спустить |
Распустить |
Сдавать |
Раздавать |
Спилить |
Распилить |
Сгрузить |
Разгрузить |
Сжечь |
Разжечь |
Сгрести |
Разгрести |
Сделать |
Разделать |
Счистить |
Расчистить |
3. Задание из рабочей тетради.
III. Закрепление изученного материала
1. Упр. 443 — комментированное письмо.
2. Упр. 445 — самостоятельная работа, обсуждение.
3. Упр. 446 — выразительное чтение, обсуждение вопросов.
Дополнительный вопрос
— Почему слова Алый Мак начинаются с прописных букв?
Комментарий
Доказательство: это текст, потому что предложения связаны по смыслу и расположены в определенной последовательности, текст имеет тему (разговор девочек с Алым Маком) и идею, главную мысль (память о Великой Отечественной войне).
Слова Алый Мак начинаются с прописных букв, потому что в данном тексте это имя собственное. Текст — притча, иносказательный рассказ.
4. Словарная работа.
Запишите слова, помещенные в рамке на с. 31, в тетрадь-словарик; составьте с ними словосочетания (можно менять формы слов).
Сбить, сгиб, сдавать, сжать, здесь, здание, здоровье, рассчитать, но: расчет, расчетливый.
IV. Занимательная лингвистика
Назовите общеупотребительные русские слова, начинающиеся с четырех согласных букв. (Всплеск, вскрик, вздрогнуть, взгляд, всхлипнуть, встряска и т. д.)
V. Подведение итогов
— Почему важно особое внимание уделять приставке с-?
Домашнее задание
1. § 83.
2. Упр. 446 (письменно), 444 (устно, подготовка к диктанту).
3. Рабочая тетрадь: задание 106 (с. 55—56).