Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Морфемный разбор слова - МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Цели: закрепить понятие о порядке морфемного разбора; развивать навыки устного и письменного морфемного разбора; формировать навыки самоконтроля, рефлексии.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать связь между морфемикой и орфографией; проводить морфемный анализ слова, морфемный разбор; применять полученные знания и умения на практике; объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
1. Расскажите о порядке морфемного разбора слова.
2. Слова с вариантами морфем: чиста — чище, теплей — тёплый, ярче — яркий, злых — зол, надолго — продолжить.
III. Работа по теме урока
1. Упр. 432 — отрабатываем устный разбор слов, добиваемся четкости, логичности ответов. (В это время на доске два ученика выполняют письменный разбор слов (в) сарафанчике, уходит. Остальные три слова разбираем самостоятельно в тетрадях.)
Комментарий
Напомним, что корень в слове определяем в последнюю очередь. После выделения основы слова определяем суффикс и приставку, подбираем однокоренные слова с другими суффиксами и приставками, чтобы яснее выделить корень.
2. Тестовое задание.
В каком слове нет корня с чередующимися согласными?
1) редкость;
2) дружба;
3) снеговик;
4) трава.
IV. Занимательная лингвистика
К корню глагола исхитриться добавьте приставку от существительного перемена, приставьте суффикс глагола ходить, добавьте суффикс прошедшего времени глагола, окончание существительного океан и узнаете, как Балда из сказки А.С. Пушкина победил чертей.
(Балда чертей перехитрил.)
V. Подведение итогов
— Какие части слов могут иметь неодинаковый звуковой состав?
— Приведите примеры чередований при образовании слов.
— Приведите примеры чередований при изменении слов.
— Могут ли чередоваться звонкие и глухие согласные в одной морфеме? (Примерный ответ. Звонкие и глухие согласные звуки могут чередоваться: бегу — бег ([г] — [к]), лодочка — лодка ([д] — [т]).)
— Какие звуки могут быть беглыми? Почему они так называются?
Домашнее задание
1. § 81.
2. Упр. 416 — устный и письменный разбор оставшихся слов.