Поурочные разработки по русскому языку 5 класс (в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской) Егорова Н.В. - 2014 год
Тематическое планирование
От автора
Цель пособия — помочь учителю в организации уроков русского языка в 5 классе общеобразовательной школы. Поурочные методические разработки составлены в соответствии с новым учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 5 класс” под ред. Н.М. Шанского (М.: Просвещение, 2012). Этот учебник переработан авторами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Данная книга может использоваться учителями, работающими и по другим программам и учебникам, в частности по учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос и др. (М.: Дрофа, 2012).
Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием целей, видов деятельности и методических приемов, разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. Домашние задания приводятся по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и по составной части УМК — рабочей тетради (автор-составитель Е.А. Ефремова).
В книге даны различные типы заданий: словарные, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, традиционные тесты, тесты по типу ЕГЭ*, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания ит. д.
Пособие содержит рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Примеры по различным разделам языкознания выбраны с учетом их актуальности, а также с учетом программы по литературе в 5 классе.
Кроме того, в пособии есть дополнительные материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей детей. В приложениях даны интегрированные и игровые уроки, приведены варианты индивидуальных заданий.
Особое внимание уделено разбору творческих заданий (сочинения, изложения, описания картин), приведены варианты их выполнения.
Пособие рассчитано на его творческое применение. Педагог может использовать как полностью разработанные уроки, так и отдельные материалы и задания.
Удачи!
* Рекомендуется проводить по изданию “Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс” / Сост. Н.В. Егорова. М.: ВАКО, 2013. (Далее - КИМы.) Там же см. тексты диктантов.
Тематическое планирование (204 ч)
№ урока |
Тема урока |
1 |
Введение |
2 |
Язык и человек. Общение устное и письменное |
3 |
Стили речи |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (30 ч) |
|
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
5 |
Орфограмма |
6, 7 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
8, 9 |
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова |
10 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
11 |
Правописание непроверяемых согласных в корне слова |
12 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
13 |
Буквы и, у, а после шипящих |
14 |
Разделительные ъ и ь |
15 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
16 |
Проверочная работа |
17 |
Развитие речи. Что мы знаем о тексте |
18 |
Развитие речи. Обучающее изложение |
19, 20 |
Части речи |
21 |
Глагол |
22 |
Написание -тся и ться в глаголах |
23 |
Развитие речи. Тема текста |
24 |
Личные окончания глаголов |
25 |
Проверочная работа |
26 |
Имя существительное |
27 |
Проверочная работа |
28 |
Имя прилагательное |
29 |
Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова “Летом” |
30 |
Местоимение |
31 |
Развитие речи. Основная мысль текста |
32, 33 |
Контрольный диктант, тест, работа над ошибками |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (34 ч) |
|
34 |
Синтаксис и пунктуация |
35, 36 |
Словосочетание |
37 |
Разбор словосочетания |
38 |
Предложение |
39 |
Развитие речи. Сжатое изложение |
40 |
Виды предложений по цели высказывания |
41 |
Восклицательные предложения |
42 |
Развитие речи. Сочинение на тему “Памятный день в школе” |
43 |
Тест по теме “Словосочетание и предложение” |
44 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
45 |
Сказуемое |
46 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
47 |
Нераспространенные и распространенные предложения |
48 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение |
49 |
Определение |
50 |
Обстоятельство |
51 |
Закрепление темы “Второстепенные члены предложения” |
52 |
Предложения с однородными членами |
53 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
54 |
Обобщающие слова при однородных членах |
55 |
Проверочная работа по теме “Однородные члены предложения” |
56 |
Предложения с обращениями |
57 |
Развитие речи. Письмо |
58 |
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
59, 60 |
Простые и сложные предложения |
61 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
62 |
Контрольная работа по теме “Простые и сложные предложения” |
63 |
Прямая речь |
64 |
Диалог |
65 |
Проверочная работа по темам “Простые и сложные предложения”, “Прямая речь” |
66 |
Повторение темы “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” |
61 |
Итоговый урок по теме “Синтаксис. Пунктуация. Культура речи” |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (16 ч) |
|
68 |
Фонетика. Гласные звуки |
69 |
Согласные звуки |
70 |
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие |
71, 72 |
Развитие речи. Повествование. Изложение |
73 |
Согласные звонкие и глухие |
74 |
Графика. Алфавит |
75 |
Развитие речи. Описание предмета |
76 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
77 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
78 |
Орфоэпия |
79 |
Фонетический разбор слова |
80 |
Повторение темы “Фонетика” |
81, 82 |
Контрольная работа и ее анализ |
83 |
Развитие речи. Описание картины Ф.П. Толстого “Цветы, фрукты и птица” |
Лексика. Культура речи (12 ч) |
|
84 |
Слово и его лексическое значение |
85 |
Способы выражения лексических значений слов |
86 |
Однозначные и многозначные слова |
87 |
Прямое и переносное значение слов |
88 |
Омонимы |
89, 90 |
Синонимы |
91 |
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” |
92 |
Антонимы |
93 |
Развитие речи. Изложение |
94 |
Повторение темы “Лексика” |
95 |
Проверочная работа по теме “Лексика” |
Морфемика. Орфография. Культура речи (29 ч) |
|
96 |
Понятие о морфеме. Изменение и образование слов |
97 |
Окончание |
98 |
Основа слова |
99 |
Развитие речи. Сочинение-письмо |
100 |
Корень слова |
101 |
Развитие речи. Рассуждение |
102, 103 |
Суффикс |
104 |
Приставка |
105 |
Развитие речи. Выборочное изложение |
106 |
Закрепление тем “Корень”, “Суффикс”, “Приставка” |
107 |
Чередование звуков |
108 |
Беглые гласные |
109 |
Варианты морфем |
110 |
Морфемный разбор слова |
111 |
Проверочная работа по теме “Варианты морфем” |
112 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
113, 114 |
Буквы з и с на конце приставок |
115 |
Буквы о — а в корне –лаг- — -лож- |
116 |
Буквы о — а в корне –раст- — -ращ- — -рост- |
117 |
Буквы ё — о после шипящих в корне |
118 |
Буквы и — ы после ц |
119 |
Повторение темы “Морфемика. Орфография. Культура речи” |
120 |
Проверочная работа по теме “Морфемика. Орфография. Культура речи” |
121 |
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине” |
122, 123 |
Контрольная работа по теме “Морфемика. Орфография. Культура речи” |
124 |
Заключительный урок по теме “Морфемика. Орфография. Культура речи” |
Морфология. Орфография. Культура речи (70 ч) |
|
Имя существительное (23 ч) |
|
125, 126 |
Имя существительное как часть речи |
127 |
Развитие речи. Доказательства в рассуждении |
128 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
129 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
130 |
Род имен существительных |
131 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
132 |
Развитие речи. Сжатое изложение |
133 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
134 |
Три склонения имен существительных |
135 |
Падеж имен существительных |
136, 137, 138 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
139 |
Развитие речи. Изложение |
140, 141 |
Множественное число имен существительных |
142 |
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
143 |
Повторение темы “Имя существительное” |
144 |
Морфологический разбор имени существительного |
145, 146 |
Контрольный диктант. Тест |
147 |
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье” |
Имя прилагательное (15 ч) |
|
148, 149, 150 |
Имя прилагательное как часть речи |
151, 152 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
153, 154 |
Развитие речи. Описание животного |
155, 156 |
Прилагательные полные и краткие |
157 |
Развитие речи. Описание картины А.Н. Комарова “Наводнение” |
158 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
159 |
Повторение темы “Имя прилагательное” |
160 |
Контрольная работа по теме “Имя прилагательное” |
161, 162 |
Контрольный диктант. Работа над ошибками |
Глагол (32 ч) |
|
163 |
Глагол как часть речи |
164 |
Не с глаголами |
165 |
Развитие речи. Рассказ |
166, 167 |
Неопределенная форма глагола |
168 |
Развитие речи. Устное изложение |
169, 170 |
Правописание -тся и -ться в глаголах |
171, 172 |
Виды глагола |
173 |
Буквы е — и в корнях с чередованием |
174 |
Развитие речи. Редактирование текста |
175 |
Время глагола. Прошедшее время |
176 |
Настоящее время |
177 |
Будущее время |
178 |
Спряжение глаголов |
179 |
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием |
180, 181 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
182 |
Развитие речи. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени |
183 |
Морфологический разбор глагола |
184 |
Развитие речи. Изложение |
185 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
186 |
Употребление времен |
187 |
Развитие речи. Употребление времен в устных и письменных рассказах |
188 |
Обобщение по теме “Глагол” |
189 |
Диктант |
190 |
Развитие речи. Сочинение-рассказ по рисунку |
191, 192 |
Контрольная работа по теме “Глагол” |
193, 194 |
Контрольный диктант. Итоговый тест по теме “Морфология. Орфография. Культура речи” |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе |
|
195, 196 |
Разделы науки о языке |
197, 198 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
199 |
Орфограммы в окончаниях слов |
200 |
Употребление букв ъ и ь |
201 |
Знаки препинания в простом и сложном предложениях |
202 |
Итоговый тест по программе 5 класса |
203 |
Итоговый контрольный диктант |
204 |
Анализ ошибок в контрольных работах, подведение итогов года |