Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
СУФФИКС (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - МОРФЕМИКА. ОФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Анализ сочинения-рассуждения.
2. Повторение темы.
2.1. Позиционное чередование гласных в суффиксах.
Слабая позиция |
Сильная позиция |
земл-ян-о’й |
земл-я’н-к-а |
лед-ян-о’й |
лед-я’н-к-и |
2.2. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
2.3. Работа с текстом. Придумать заголовок. Объяснить постановку знаков препинания. Рассказать, как суффиксы образовали новые слова: старинный, шалость, вредным, старикашкой, трескучий.
Знаете ли вы, что образ Деда Мороза пришел к нам из старинных сказов? Когда-то Дедом Морозом пугали детей за их шалости и проступки. Тогда малыши представляли его вредным старикашкой, который стуком вызывал трескучие морозы. В те времена у славян существовал обычай задабривать Деда Мороза. Хозяин дома выглядывал за порог и предлагал: «Мороз, Мороз, приходи кисель есть!»
3. Вывод. Суффикс — значимая часть слова, которая, присоединившись к корню, дополняет лексическое значение слова новым значением и таким образом образует новое слово.
4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.