Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
АНТОНИМЫ - ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Изучение новой темы.
1.1. Изучение теоретического материала. Рассматривание рисунков, составление предложений. «Приметы» антонимов: слова одной и той же части речи; слова с противоположным лексическим значением.
1.2. Выяснение происхождения термина. Антоним (анти + греч. опота).
1.3. Презентация словаря антонимов.
1.4. Распределительный диктант. Подбор антонимов по тематическому признаку.
1.5. Сравнение слов: громкий, оглушительный и бесшумный, тихий. Группы синонимов по лексическому значению противоположны друг другу, т. е. антонимичны. Противоположны они и по звуковому составу. Проведем фонетический разбор слов: громкий, бесшумный.
2. Антонимы как средство художественной выразительности.
2.1. Закончим пословицу.
Худой мир лучше доброй... (ссоры).
В шутку сказано, да всерьез... (задумано).
Быль что смола, а небыль что... (вода).
Добрая слава летит, а худая... (бежит).
Правой рукой строит, а левой... (разрушает).
Кто хочет много знать, тому надо мало... (спать).
Корень учения горек, да плод его... (сладок).
2.2. Определим роль антонимов в создании художественного образа.
У поэта два царства: одно из лучей
Ярко блещет, лазурное, ясное.
А другое безмесячной ночи темней,
Как глухая темница, ненастное.
В темном царстве влачится ряд пасмурных дней,
А в лазурном — мгновенье прекрасное.
К. М. Фофанов
3. Словарно-орфографическая работа. Подбор антонимов к словам, характеризующим уровень воспитанности человека: вежливый малыш, учтивый человек, любезный знакомый, деликатный мужчина.
4. Вывод. По каким признакам определяются антонимы?
5. Домашнее задание. Подготовить ответы на контрольные вопросы; найти примеры использования антонимов в художественной речи.