Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «ФОНЕТИКА» - ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Ответы на контрольные вопросы.
2. Фонетический разбор.
Учитель. Произнесем звуки своего имени в обратном порядке и проведем их разбор.
3. Найдем слова, которые звучат одинаково, если их читать слева направо и справа налево. Алла, кок, поп, тут, как...
4. Работа с текстом юмористического содержания. Прочитаем текст по ролям. Спишем, объясняя постановку знаков препинания. Выберем для фонетического разбора слово, имеющее звуков больше, чем букв.
5. Домашнее задание. Составить и записать словосочетания со словами, трудными по написанию и произношению (см. слова на полях в разделе «Фонетика»).
6. Повторение правила, основанного на позиционном чередовании звуков. Работа с тестами.
Карточка 11. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) улетающие жур...вли
б) расст...влятъ запятые
в) заг...дай желание
г) разбр...сай семена
2. Где пишем о?
а) разд...лбить щель
б) дог...дался о произошедшем
в) р...дились в зоопарке
г) прогл...тил комара
3. Где пишем я?
а) прив...затъ бантик
б) пов...рнуть ключ
в) поч...сатъ за ушком
г) выд...рнул шнур
4. Где пишем и?
а) м...дведица в берлоге
б) открытие м...сторождения
в) пом..мять фишки
г) пол...нявшая ткань
5. Где пишем д?
а) встать в очере...ь
б) затянуть отъез...
в) передать приве...
г) продают креве...ки
6. Где пишем г?
а) неле...кая работа
б) надеть колпа...
в) увидеть вокру...
г) выйти нарин...
7. Где пишем в?
а) оста...ь другому
б) прозевать кле...
в) хороший костопра...
г) влиться в коллекти...
8. Где пишем в?
а) здра...ствуйте
б) перенос...ная установка
в) чу...ствовать неудобство
г) ше...ствовать над старушкой
Карточка 12. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) посм...треть налево
б) увидишь вд...ли
в) выс...хнет за час
г) н...чная смена
2. Где пишем о?
а) нап...лнять водой
б) ок...заться наверху
в) мчаться на постр...ение
г) уст...новившаяся погода
3. Где пишем я? а) расплясаться на лугу
б) разм...гчить комок
в) разм...стить вещи
г) ув...дают осенью
4. Где пишем и?
а) повстр...чаться неожиданно
б) прич...нять беспокойство
в) выс...вать рожь
г) вм...шался в разговор
5. Где пишем б?
а) открыть гардеро...
б) обойти прору...ь
в) попасть в сугро...
г) первый эта...
6. Где пишем д?
а) гла...кий валун
б) разлившаяся жи...кость
в) починить изгоро...ь
г) получить отве...
7. Где пишем в?
а) сломать суста...
б) съездить в архи...
в) залезть в кузо...
г) новый коллекти...
8. Где пишем т?
а) счас...ливая улыбка
б) завис...ливый взгляд
в) прекрас...но выполнено
г) на небес...ном своде
Карточка 13. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) показался вскоре
б) на св...ей территории
в) перл...мутровый свет
г) подхв...тил ангину
2. Где пишем о?
а) по л...синому следу
б) ух...дили в поле
в) преод...леть пропасть
г) разд...ется вдали
3. Где пишем я?
а) выгл...нуть из-за туч
б) зар...дившие дожди
в) зат...мнить комнату
г) нагр...вать воздух
4. Где пишем и?
а) вн...дрение в производство
б) пов...даться с родными
в) пов...сеть на турнике
г) повл...ять на развитие
5. Где пишем т?
а) мла...ший брат
б) перейти бро...
в) испытывать сты...
д) поехать на чемпиона...
6. Где пишем в?
а) скатиться в обры...
б) задвинуть засо...
в) распороть шо...
г) спешить к автола...ке
7. Где пишем б?
а) коро...ка конфет
б) закрыть про...кой
в) вытереть тря...кой
г) взлетающий голу...ь
8. Где пишем д?
а) звез...ный путь
б) трос...никовый сахар
в) крутая лес...ница
г) громко свис...нуть
Карточка 14. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) т...ежные дебри
б) отделенная стрельба
в) с...сновый лес
г) т...нцующая тень
2. Где пишем о?
а) разл...мить пополам
б) разлеглись на ств...ле
в) узн...вать новое
г) п...лезное растение
3. Где пишем я?
а) огл...нись вокруг
б) т...желый чемодан
в) р...деющий туман
г) прол...вной дождь
4. Где пишем е?
а) кр...постной мужик
б) л...дяная глыба
в) отв...рнуться от предателя
г) не об...жай слабого
5. Где пишем с?
а) небольшая про...ьба
б) ре...ьба по камню
в) сколь...кий проход
г) ни...кий потолок
6. Где пишем д?
а) ре...кий дождь
б) тренироваться на площа...ке
в) жи...кий суп
г) передать приве...
7. Где пишем в?
а) запереть хле...
б) миновать проли...
в) запомнить припео
г) заметить пия...ку
8. Где пишем т?
а) блес...нул на небосводе
б) тес...ное сотрудничество
в) крепос...ной поэт
г) грус...ное зрелище
Карточка 15. Позиционное чередование гласных и согласных в корне.
1. Где пишем а?
а) прогремело в отд...лении
б) схв...тить кость
в) позн...комиться летом
г) пок...рми котенка
2. Где пишем о?
а) подсм...треть обед белки
б) зап...слись дощечками
в) с...дятся около зайчонка
г) под...рить каштан
3. Где пишем я?
а) разъ...сняет правило
б) разъ...динить группу
в) про...вить выдержку
г) ...динство людей
4. Где пишем е?
а) обв...нять в измене
б) об...щать поддержку
в) обл...гчить труд
г) обл...чать в измене
5. Где пишем б?
а) заглянуть вглу...ь
б) стол... дыма
в) свинцовая дро...ь
г) бросить в то...ку
6. Где пишем д?
а) до поз...него вечера
б) взять под уз...цы
в) праз...ничный день
г) солда...ское слово
7. Где пишем з?
а) изгры...ть палочку
б) попасть в гря...ь
в) вдохновиться бере...кой
г) громкий голо...
8. Где пишем т?
а) грус...ная история
б) гиган...ская чаша
в) вес...ник удачи
г) блес...нуть на западе