Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ДИАЛОГ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографический диктант.
Середина месяца, случилось в октябре, назвали рябинником, спасти от заморозков, к праздничному дню.
Справка. Рябинник — праздник рябины.
2. Новая тема.
2.1. Работа с дидактическим материалом для наблюдения. Чтение текста одним учеником, затем — по ролям, без слов автора. Ответы на вопросы.
2.2. Чтение стихотворения по ролям.
Учитель. Как выделяется каждая реплика в устной речи и на письме?
2.3. Что такое диалог? Каково назначение диалога в языке и речи? Пользуясь языком, мы рассказываем другому человеку о своих мыслях, чувствах — о том, что увидели, пережили. Когда мы общаемся, происходит обмен мыслями — разговор двух или нескольких лиц.
2.4. Выразительное чтение. Объяснение постановки знаков препинания при диалоге.
3. Актуализация знаний.
3.1. Прочитаем сказку «Меткий ответ». Перепишем в форме диалога, записывая реплики с новой строки и ставя перед ними тире.
Петр Великий подошел к солдату, который лапти плел, и говорит: «Кто лапти плетет, весь век не цветет». А солдат отвечает: «Не было бы лапотника, не было бы и бархатника!» — «Это правильно. Лапти плесть — однова в сутки надо есть». А солдат ему: «Кто лапти плетет, весь хлеб барину отдает».
Объясните употребление в сказке слов плесть, однова.
3.2. Диктант «Говорят дети».
а) — В каком классе учишься?
— Во втором.
— И что больше всего тебе нравится в школе?
— Каникулы.
б) — Ой, мне собака руку лизнула.
— Ну и что?
— Она теперь заболеет!
— Почему?
— Руки-то немытые.
4. Домашнее задание. Первый вариант — упражнение по учебнику. Второй вариант — запишите в форме диалога забавный детский разговор.