РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАГОЛОВОК. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЗАГОЛОВОК. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Запись темы.

1.1. Чтение рассказа В. М. Пескова.

1.2. Беседа.

Учитель. Докажите, что перед нами текст. Проверим, все ли признаки указали. (См. определение понятия текст.) Объясним постановку тире в определении. Назовем тему рассказа. Встреча оленя и человека в лесу. Попробуем установить основную мысль. Произошла встреча представителей разных жизненных систем, укладов; представителей, связанных общим и важнейшим обстоятельством. У каждого из них один, хотя и большой дом. Этот дом — планета Земля. Встреча странная, неожиданная, вызвавшая сначала любопытство, а потом испуг оленя. Почему испугалось животное? Приход человека в лес местные жители восприняли как вторжение в свое жизненное пространство, как опасность. Значит, был горький опыт встреч с чужаком.

Текст можно озаглавить. Это один из признаков текста. Какие заголовки вы предлагаете? Какой из заголовков, данных в учебнике, кажется вам лучше и почему?

Определим тип речи. В рассказе соединены два типа текстов: описание и повествование.

Как автор описывает животное? В чем проявляется любопытство оленя? Почему для передачи состояния зверя писатель выбирает предложение, включающее одно слово? Ведь мог бы использовать модель распространенного предложения с подлежащим, сказуемым, второстепенными членами. О чем рассказывает читателю восклицательный знак? В каких словах-глаголах, называющих действие, описывается недоумение оленя, непонимание им происходящего? Для названия действий испугавшегося зверя автор использует и существительные. Назовите их.


2. Работа с орфограммами, объяснение постановки знаков препинания.


3. Выполнение грамматических заданий.


4. Списывание или свободное изложение указанных абзацев.


5. Домашнее задание — составление текста.






Для любых предложений по сайту: [email protected]