Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Орфографическая работа.
Диктант составляется с учетом допущенных ошибок в сочинении.
2. Синтаксический и пунктуационный разбор.
Аленушка — любимый образ художника. Мне нравится в картине все: замечательная девушка, таинственное озеро, трепещущие осинки, заря.
3. Изучение темы. Наблюдения над дидактическим материалом учебника. Введение теоретических сведений.
Проблемный вопрос: Как различать простые и сложные предложения?
Учитель. Сколько картин нарисовано словами в каждом предложении? Сколько при этом использовано грамматических основ? Каковы особенности интонации? Как связаны простые предложения в составе сложного? Составим схемы предложений.
4. Актуализация знаний.
4.1. Закончите пословицу.
Труд кормит, а лень... (портит). Лето собирает, а зима... (припасает). Летом ласточка день начинает, а соловей... (кончает).
4.2. Комментированное письмо.
Осыпал сад свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
А. А. Фет
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
Ф. И. Тютчев
4.3. Упражнение на разграничение простых и сложных предложений.
Продолжите предложение так, чтобы в одном случае получилось простое предложение с однородными членами, в другом — сложное предложение с союзом и.
1. По вершинам деревьев пронесся утренний ветерок и ...(разбудил пернатых). По вершинам деревьев пронесся утренний ветерок, и...(лес ожил, зашептал, улыбнулся). 2. Дождь все усиливался и ...(скоро превратился в настоящий ливень). Дождь все усиливался, и ...(вскоре все засверкало в потоках воды).
4.4. Самостоятельная работа.
5. Вывод. В простом предложении выражается одна мысль, рассказывается об одной картине мира (событии), поэтому говорящий использует одну грамматическую основу. В сложном предложении выражаются две и более мыслей, столько же в таком предложении грамматических основ. Простые предложения (части) в составе сложного разделяются запятой.
6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.