НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Проверка домашнего задания.

Учитель. Лексическое значение каких слов вы толковали, используя модель Что — это что? Сущ. и. п. — это сущ. и. п.?

Ученик спрашивает: «Что такое... (называет определяемое слово)?» Названный им другой ученик отвечает и в случае затруднения получает консультацию первого.


2. Запись темы «Нераспространенные и распространенные предложения».

2.1. Объяснение лексического значения грамматических терминов на материале для наблюдения. Вывод. Какие предложения называются нераспространенными, какие — распространенными? Какие предложения лучше? Когда надо рассказывать о какой-либо картине действительности кратко, мысль выражают в нераспространенном предложении. Если хотим подробно описать картину, строим распространенное предложение.

2.2. Распространение предложений, связанных темой «Во саду ли, в огороде».

Папа чинит. Мама полет. Я поливаю. Сестричка возится. Рекс лежит.

Вывод. В данном случае необходимо конструировать распространенные предложения: они позволяют давать более полную информацию, чем нераспространенные предложения.

2.3. Нахождение грамматической основы. Материал дан на карточке.

Лук — лекарство. Уже в древние времена люди верили, что лук — защитник от всех болезней. При эпидемии связки лука вывешивались в каждом доме. Когда путешественники отправлялись надолго в северные края, они всегда запасались луком. Почему?

Озаглавим текст. Варианты: Горький целитель. Из народных рецептов. Целебный овощ. Помощник врача... Придумаем концовку. Варианты: Лук — прекрасный источник витаминов. Лук дарит человеку полезные кислоты. Лук спасает от цинги (авитаминоза).

Справка. Эпидемия (греч. epi — в, demos — народ). Авитаминоз — приставка а- указывает на отсутствие чего-либо.

Проведем синтаксический разбор одного из предложений.

Вывод. Как отличить предложения распространенные от нераспространенных? Является ли предложение Почему? распространенным? Докажите правильность своего ответа.

Дополнительные задания. Составим схемы сложных предложений; объясним орфограммы и постановку знаков препинания; сделаем морфологический разбор слов: болезней, запасались.


3. Новая тема. «Дополнение — второстепенный член предложения».

3.1. Проблемный вопрос. Второстепенны ли второстепенные члены предложения? — К второстепенным относят все члены предложения, кроме главных: подлежащего и сказуемого. Это дополнение, определение, обстоятельство.

Запишем новую тему.

3.2. Проанализируем образование слова дополнение.

Полн(ый) → ДО-полн-И-ть → дополн-ЕНИ-е.

3.3. Как дополнение дополняет в предложении информацию о какой-либо картине мира, данную в подлежащем и сказуемом? Рассмотрим рисунок. Расскажем о том, что изображено, двумя способами:

1) используем только подлежащие и сказуемые;

2) распространим предложение, дополнив информацию ответом на вопросы косвенных падежей.

Вывод. Дополнение называют второстепенным членом предложения, но фактически информация не является второстепенной, все слова, все члены предложения важны для передачи и понимания сведений.

3.4. Работа с таблицей «Члены предложения» (Приложение 1).

3.5. Найдем дополнения в составленных предложениях на тему «Во саду ли, в огороде». Задаем вопрос, подчеркиваем, надписываем, какой частью речи выражено дополнение.

3.6. Вывод. Охарактеризуйте дополнение как член предложения.


4. Домашнее задание — по учебнику и творческая работа.


5. Пошутим. Придумайте забавный конец предложения, подчеркните дополнения. «Мышка Ваську укусила,...» Варианты: ...разрешенья не спросила; за соседку отомстила; и засоню разбудила; о любви так объявила...






Для любых предложений по сайту: [email protected]