Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ДОПОЛНЕНИЕ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. Лексическое значение каких слов вы толковали, используя модель Что — это что? Сущ. и. п. — это сущ. и. п.?
Ученик спрашивает: «Что такое... (называет определяемое слово)?» Названный им другой ученик отвечает и в случае затруднения получает консультацию первого.
2. Запись темы «Нераспространенные и распространенные предложения».
2.1. Объяснение лексического значения грамматических терминов на материале для наблюдения. Вывод. Какие предложения называются нераспространенными, какие — распространенными? Какие предложения лучше? Когда надо рассказывать о какой-либо картине действительности кратко, мысль выражают в нераспространенном предложении. Если хотим подробно описать картину, строим распространенное предложение.
2.2. Распространение предложений, связанных темой «Во саду ли, в огороде».
Папа чинит. Мама полет. Я поливаю. Сестричка возится. Рекс лежит.
Вывод. В данном случае необходимо конструировать распространенные предложения: они позволяют давать более полную информацию, чем нераспространенные предложения.
2.3. Нахождение грамматической основы. Материал дан на карточке.
Лук — лекарство. Уже в древние времена люди верили, что лук — защитник от всех болезней. При эпидемии связки лука вывешивались в каждом доме. Когда путешественники отправлялись надолго в северные края, они всегда запасались луком. Почему?
Озаглавим текст. Варианты: Горький целитель. Из народных рецептов. Целебный овощ. Помощник врача... Придумаем концовку. Варианты: Лук — прекрасный источник витаминов. Лук дарит человеку полезные кислоты. Лук спасает от цинги (авитаминоза).
Справка. Эпидемия (греч. epi — в, demos — народ). Авитаминоз — приставка а- указывает на отсутствие чего-либо.
Проведем синтаксический разбор одного из предложений.
Вывод. Как отличить предложения распространенные от нераспространенных? Является ли предложение Почему? распространенным? Докажите правильность своего ответа.
Дополнительные задания. Составим схемы сложных предложений; объясним орфограммы и постановку знаков препинания; сделаем морфологический разбор слов: болезней, запасались.
3. Новая тема. «Дополнение — второстепенный член предложения».
3.1. Проблемный вопрос. Второстепенны ли второстепенные члены предложения? — К второстепенным относят все члены предложения, кроме главных: подлежащего и сказуемого. Это дополнение, определение, обстоятельство.
Запишем новую тему.
3.2. Проанализируем образование слова дополнение.
Полн(ый) → ДО-полн-И-ть → дополн-ЕНИ-е.
3.3. Как дополнение дополняет в предложении информацию о какой-либо картине мира, данную в подлежащем и сказуемом? Рассмотрим рисунок. Расскажем о том, что изображено, двумя способами:
1) используем только подлежащие и сказуемые;
2) распространим предложение, дополнив информацию ответом на вопросы косвенных падежей.
Вывод. Дополнение называют второстепенным членом предложения, но фактически информация не является второстепенной, все слова, все члены предложения важны для передачи и понимания сведений.
3.4. Работа с таблицей «Члены предложения» (Приложение 1).
3.5. Найдем дополнения в составленных предложениях на тему «Во саду ли, в огороде». Задаем вопрос, подчеркиваем, надписываем, какой частью речи выражено дополнение.
3.6. Вывод. Охарактеризуйте дополнение как член предложения.
4. Домашнее задание — по учебнику и творческая работа.
5. Пошутим. Придумайте забавный конец предложения, подчеркните дополнения. «Мышка Ваську укусила,...» Варианты: ...разрешенья не спросила; за соседку отомстила; и засоню разбудила; о любви так объявила...