Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. СОЧИНЕНИЕ «ЧУДО РАДУГА-ДУГА» - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
1. Постановка задачи. Объяснение формы проведения занятия.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.
2.1. Учитель. Сейчас, как только я назову это слово, в каждом из вас возникнет волшебный образ одного из природных явлений, потеплеет на сердце, вы улыбнетесь от воспоминания об этом чуде природы. Это слово — радуга! Вспомнили день, когда любовались ею? Место, где Вы находились? Красоту, которая заворожила Вас? Чувство, которое испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? Поделитесь воспоминанием в 2—3-х (не больше!) предложениях. Скорей (чтобы не забыть) запишем предложения.
2.2. Какое слово рифмуется со словом радуга? Чем же так завораживает великолепная дуга неба?
2.3. Из каких цветовых тонов состоят ее дуги? В каком порядке они следуют? Нарисуем радугу.
2.4. Покажем друг другу написанную (кисточкой пишут) радугу. Не будем обсуждать, в какой мере удалось передать красоту подарка неба. Главное, какое настроение пытались передать в своей работе? Радость. Так и хочется признать слова радуга, радость однокоренными. Хотя слова таковыми не являются, приятно осознавать, что по звучанию, по сходству чувств, вызываемых и называемых этими словами, они похожи.
3. Работа в группах. Как воспета небесная красавица в устном народном творчестве, в художественной литературе?
3.1. Вспомните загадки про радугу.
а) Поднялись ворота,
Всему миру красота.
Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой».
б) Красное коромысло
Над рекой повисло.
3.2. Прочитаем стихотворения Ф. И. Тютчева «Успокоение», С. А. Есенина «Синее небо, цветная дуга...»,.. Выпишем понравившиеся слова, словосочетания, строчки.
3.3. Составим словарь речевых оборотов. Обменяемся записями, выпишем понравившиеся выражения.
Великолепная, восхитительная, прекрасная, семицветная, яркая... радуга.
Блеск, красота, очарование, улыбка... радуги.
Увидеть... радугу.
Быть очарованным, восхищаться, любоваться... радугой.
Бежать, стремиться... к радуге.
Смотреть... на радугу.
Радуга восхищает;
дарит (радостное настроение, надежду...);
завораживает;
манит;
обнимает (мир...);
пленяет;
привлекает;
светит;
улыбается;
успокаивает;
чарует...;
(постепенно...) исчезла;
появилась;
раскинулась (широко, на полнеба...);
погасла...;
ворота (в мир сказки и красоты, в райский сад...);
дитя (дождя и солнца...);
лесенка (на небеса...);
мостик (в безбрежную синь...);
награда (добрым людям...);
(великолепное...) ожерелье;
подарок (небес, природы..., свыше...);
посланница (неба...);
украшение (мира, небес, природы...);
чудо (света...)...
4. Рассмотрим репродукцию с картины А. И. Куинджи «Радуга. 1900—1905 гг.» Радуга какая-то другая, не нашими глазами увиденная. Что хотел передать зрителю художник? Как он это сделал? Состояние тревожности создается за счет сюжета. Гроза еще не закончилась: тучи заполонили небо, земля объята свинцовой завесой дождевых потоков. Но уже появилась светлая, яркая полоса радуги, скоро придет очищение. Вот почему на полотне преобладают темно-синие тона, а цвета радуги размытые, неясные — цвета, которые не успокаивают. Так художник выразил смутные, тревожные настроения начала прошлого века.
5. Какую картину написали бы Вы, если бы были художником? Какая радуга запомнилась и осталась жить в Вашем сердце? Об этом и расскажем в маленьком сочинении.