ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ - СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Проверка домашнего задания — составления текстов с различными завершающими знаками.


2. Орфографический диктант, составленный на основе допущенных в сжатом изложении ошибок.


3. Запись темы урока «Виды предложений по цели высказывания».

Проблемный вопрос: С какой целью человек говорит? С какой целью оформляет свою мысль в предложение?

3.1. Работа с предложениями (на карточке) из социально-бытовой сказки «Царевич-найденыш».

Учитель. Прочитаем, определим, с какой целью говорится предложение.

1. Беда пришла: царевич пропал! 2. Искали-искали царевича. 3. Как в воду канул! 4. Долго плакали царь с царицею. 5. Прошло целых пятнадцать лет. 6. Донеслись до царя вести, что в одной деревне такой-то мужик нашел ребенка — всем на диво: и красотой, и умом взял. 7. Стали расспрашивать мужика: «Где, когда нашел мальчика?» 8. Говорит царь мужику: «Скажи своему найденышу, чтоб он ко мне побывал ни наг, ни одет, ни пешком, ни на лошади, ни днем, ни ночью, ни на дворе, ни на улице». 9. Мужик приехал домой, плачет и сказывает мальчику: «Как теперь быть?» 10. Мальчик говорит: «Не больно хитро!»

Кто знает, как мальчик решил задачу? Найдем предложения, в которых сообщается, повествуется о чем-либо. Это предложения повествовательные. Назовите предложения вопросительные, т. е. содержащие вопрос. Прочитайте предложения побудительные, т. е. те, в которых побуждают к действию, просят, приказывают.

3.2. Работа над интонацией побудительных предложений.

Дополнительные задания: 1) Почему не поставлен восклицательный знак? Почему нам предписано произносить предписание негромко? Умный человек лучше воспринимает совет, а не требование. 2) Выпишем глаголы повеления. Глаголы повелительного наклонения будем изучать в 6-м классе. Подчеркнем орфограмму «Частица не с глаголами». 3) Выпишем один из советов, показавшийся особенно важным.

3.3. Учитель. Умеете ли Вы читать вопросительные предложения? Не верите, что это не так просто? Запишем вопросы друг к другу. Обратим внимание на знаки препинания после предложений: да, нет.

3.4. У вопросительных предложений есть опознавательные знаки — вопросительные слова. Сочиним предложения с вопросительными словами.

По мере выполнения задания учитель выписывает вопросительные слова на доске.

Учитель. Проверим себя, все ли слова назвали.


4. Вывод урока. Закончим предложение: Предложения по цели высказывания бывают...


5. Самостоятельная работа.


6. Домашнее задание — упражнение из учебника. По желанию — ответ на вопрос: не удобнее ли было бы для читателя видеть вопросительный знак в начале, а не в конце предложения.






Для любых предложений по сайту: [email protected]