Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦО - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Повторение темы.
1.1. Ответы на вопросы учителя.
1.2. Учитель. Почему этот разряд (группа) местоимений получил термин «личные местоимения»?
1.3. Найдем в тексте местоимения. Запомним правописание наречий вдвоем, втроем.
2. Диктант.
Заменим в словосочетаниях названия предметов местоимениями и укажем их грамматическое значение. На доске даны словосочетания гл. + предл. + сущ. Вспоминаем правило: после предлогов в начале местоимений добавляется н-.
создается для хоккеистов (для них — р. п., мн. ч.)
подружиться с баскетболистами (с ними — те. п., мн. ч.)
подружится со спортсменами (с ними — те. п., мн. ч.)
обнаруживается у легкоатлетов (у них — р. п., мн. ч.)
тренироваться на стадионе (на нем — п. п., ед. ч., м. р.)
не участвуешь в соревнованиях (в них — п. п., мн. ч.)
не терзаются сомнениями (ими — те. п., мн. ч.)
не остановится у входа (у него — р. п., ед. ч„ м. р.)
продолжается на матче (на нем — п. п., ед. ч., м. р.)
3. Склонение местоимений. Работа по культуре речи.
3.1. Просклоняем личные местоимения: я, ты, он, она, оно, они.
3.2. Исправим ошибки в речи детей.
а) — Это чей такой хорошенький котенок?
— Еешный. А вот щенок, он егошный.
б) — Кому еще дать листок бумаги?
— Мене! Мене!
в) — На кого собака лает?
— На ихнюю кошку.
4. Определение роли местоимения в тексте. Редактирование.
Серый волк не жалеет сил и скачет через глушь. Ветви деревьев извиваются, как змеи. Сучья деревьев цепляются за одежду. Серый волк ни капли не устал. На Сером волке сидит Иван-царевич и не желает никому ее отдавать. Он думает лишь о ее спасении и не поддастся страху.
Заменим повторяющееся словосочетание Серый волк местоимением и другими словами. Он — могучий зверь — верный друг.
Уточните, о чем, о ком идет речь. На Сером волке сидит Иван-царевич и не желает никому ее отдавать. Поскольку мы знаем русскую народную сказку, то верно ответим на вопрос. Употребление местоимения ее неправомерно, так как местоимение не заменяет названия предмета, который не был указан в предыдущих высказываниях. Для связи предложений в тексте можно использовать слова: Елена Прекрасная — невеста — любимая — суженая.
Ветви деревьев извиваются, как змеи. Сучья деревьев цепляются за одежду. Повторяется одно и то же слово (и в одной и той же форме!). Как исправить ошибку? Во втором предложении слово можно опустить.
Разбор по членам предложения 1-го предложения.
5. Вывод урока. Дайте определение местоимения.
6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.