Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЕН ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ГЛАГОЛ
1. Работа с текстом.
Учитель. Прочитаем лирическую миниатюру П. П. Маракулина. Какие другие заголовки можно подобрать к тексту?
Почему автор выбрал именно это название? На основе каких форм глагола строит свое произведение писатель? Почему высказывание завершается предложением со сказуемым-глаголом в форме настоящего времени?
Спишем текст. Проведем синтаксический разбор второго предложения, морфемный и морфологический разбор слов: чувствуется, смотришь. Укажем слова, соответствующие схеме:
Звезды и капли
Эта ночь была удивительно многозвездной. Капли на деревьях в голом лесу при лунном и звездном свете тоже светились.
И светящихся капель, перемешанных со звездами настолько, что нельзя различить, где капли, а где звезды, было такое множество, что можно было при этом двойном капельно-звездном свете спокойно читать книгу.
Связь времен ощутимее всего чувствуется, когда смотришь на чистое, предутреннее, весеннее, юное и вечное небо!
П. П. Маракулин
2. Творческая работа. Сочинение по рисункам.
3. Вывод: Глаголы в форме настоящего времени могут употребляться в рассказах о прошлом, а также для обозначения неоднократно повторяющегося действия.
4. Домашнее задание. Подготовить ответы на контрольные вопросы. Выписать из книги, которую сейчас читаете, часть текста, где использованы формы настоящего и будущего времени, не совпадающие с фактическим временем события.