Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ГЛАГОЛЫ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ - ГЛАГОЛ
1. Повторение.
1.1. Проверка теоретических сведений о глаголе прошедшего времени.
1.2. Словообразование и словоизменение.
Учитель. Образуйте от глагола таять однокоренные слова. Почему в этот список не внесли слово таял?
1.3. Работа по орфоэпии. Прием хорового проговаривания.
2. Изучение темы.
2.1. Наблюдение над глаголами настоящего времени, использованными в загадках.
2.2. Прочитаем текст. Какие картины весенней природы рисует нам поэт? В предложениях каких моделей эти картины представлены? Составим схему первого предложения, сделаем его синтаксический разбор.
Укажем глаголы настоящего времени, определим их вид, лицо, число.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.
А. К. Толстой
2.3. Как образуются глаголы настоящего времени? Как изменяются? Проспрягаем глагол, например, расцветает. Почему окончания глаголов настоящего (и будущего) времени называют личными? О каких грамматических значениях глагола может рассказать его окончание?
Вывод. Форма глаголов настоящего времени образуется с помощью окончаний. Личные окончания глаголов настоящего (и будущего) времени указывают на лицо и число глаголов.
2.4. Образуем глаголы настоящего времени, например, от глаголов: отогреть, улыбнуться. Отогрею, отогреешь.., улыбнусь, улыбнетесь... Это уже глаголы будущего времени.
Вывод: Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.
3. Творческая работа.
Нарисуем солнышко во весь тетрадный лист. Внутри рисунка напишем, что изменяется с приходом весны в природе, в состоянии животных, людей и тебя самого. Условие — пишем о том, что сейчас, в настоящий момент, видим, слышим, чувствуем.
4. Подведение итогов урока. Как образуются формы глаголов настоящего времени? Какие грамматические значения выражают окончания глаголов настоящего времени?
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.