Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ПРАВОПИСАНИЕ -ТСЯ И -ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) - Урок 2 - ГЛАГОЛ
1. Проблемный вопрос.
Разрешим спор ребят.
2. Придумаем концовки:
Кто как постелет, так и... (выспится, поспит, отдохнет, полежит).
Сену не улежаться... (с огнем, под дождем, с козой, с огурцом).
Лучше споткнуться ногою, нежели... (словом, рукою, зубом, мозгами).
Лучше оступиться, чем... (оговориться, оглохнуть, глаз потерять).
3. Сопоставление написания глаголов на -тся и -ться и существительных на -иц-а.
Почему некоторые школьники ошибаются в написании, например, таких слов: касается, красавица?
3.1. Диктант.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна.)
3.2. Составление словарного диктанта. В 1-м столбике записываем существительные ж. р. на -иц-а, во 2-м — глаголы 2-гол. ед. ч.
Царица, девица, сестрица, курица, падчерица, рукодельница, умница, странница, отроковица, скромница, художница, укладчица, докладчица...; лестница, хлебница, палица... Занимается, ошибается, спотыкается, раздражается, открывается, учится...
4. Творческая работа.
4.1. Ответим на вопросы. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в слове? Что нужно сделать, чтобы хорошо справиться с контрольным диктантом? Что нужно сделать, чтобы продвинуться в своих знаниях? Что нужно сделать, чтобы научиться работать на компьютере?
4.2. Составим предложения.
5. Вывод урока. Как разумная кошка-мать учила котенка различать существительные на -иц-а и глаголы на -тся и -ться?
6. Домашнее задание — упражнение по учебнику.