Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «НЕ С ГЛАГОЛАМИ» - ГЛАГОЛ
1. Проверка домашнего задания: чтение и обсуждение лингвистической сказки «Как помирились части речи, которые все время спорили, кто из них важнее».
2. Наполни схему слова смыслом.
Подсказка: -мерз-, -пе-, -ме-, -тер-, -молк-, сек-, -тек-, -тих-, -вяз-.
3. Повторение темы «Не с глаголами».
3.1. Работа с дидактическим материалом для наблюдения.
Выпишем глаголы с частицей не.
3.2. Закончи пословицу:
Шила в мешке... (не утаишь, не спрячешь, не заметишь).
Шилом моря... (не нагреешь, не измеришь, не проткнешь).
Не кидается девица на цветное платье, кидается... (на ясного сокола, на курочку-рябу, на пряники).
Чему Ванюша не научился, того Иван... (не выучит, не узнает, не смекнет).
Тот, кто не учится, ходит... (в потемках, без штанов, с приветом).
Чему смолоду не научился, того и под старость... (знать не будешь, не приголубишь, не заметишь).
Ответы: первые варианты.
3.3. Придумаем юмористические концовки пословиц.
От погасшего угля не добудешь... (огонька, киселя, ни гроша, пирожка).
Не ошибается тот, кто... (не работает, умен, старается).
3.4. Составление словосочетаний/предложений со словами, данными на полях.
3.5. Замена слов глаголами—синонимами, которые без не не употребляются.
3.6. Работа с текстом.
3.7. Творческая работа.
С какой просьбой хотел(а) обратиться к людям мухомор, осинка, ручеек, потерявшийся котенок? Возможно, надо будет использовать глаголы с частицей не.
4. Вывод урока. Повторение правила. Работа с таблицей (Приложение 1).
5. Домашнее задание.
Первый вариант — упражнение по учебнику.
Второй вариант — сочинение-рассуждение по одной из пословиц.