ЧАСТИ РЕЧИ. ГЛАГОЛ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ЧАСТИ РЕЧИ. ГЛАГОЛ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Игра с безударными гласными.

Учитель называет слово с безударными гласными в корне — школьники хором отвечают проверочное слово. Слова, вызвавшие затруднения, записываются.


2. Повторение темы «Части речи».

2.1. Введение в тему.

Чтение стихотворения О. И. Высоцкой «Веселая грамматика».

Учитель. Какие части речи названы в стихотворении? Как называется раздел науки о языке, изучающий части речи?

2.2. Приведите примеры на каждую часть речи. Пропедевтически объясняем постановку двоеточия.

Существительные: футбол, ...

Прилагательные: первоклассный,...

Местоимения: кого,...

Глаголы: знаешь,...

Наречия: навсегда,...

Предлоги: из-за, ...


3. Глагол как часть речи.

3.1. Время — один из главных признаков глагола.

3.2. Изменение слов-глаголов.

Вывод. Глаголы какого времени (не) изменяются по лицам?

3.3. Лексическое и грамматическое значения слова (пропедевтические сведения). Работа с карточкой.

Учитель. Насладимся снова языком произведений П. П. Маракулина. Прочитаем лирическую миниатюру «Подорожник».

Дождь сверкает — будто пот выступил на лобастой великой голове Земли. Хочется очеловечить каждую травинку.

Маленький, как игрушечное весло, листок подорожника — такой бодрый, такой скромный и застенчивый... Разве ему не хочется, стоящему рядом с народной любимицей ромашкой и трижды прославленным одуванчиком, разве ему не мечтается, чтобы кто-то и на него обратил внимание — полюбовался!

Перечислим действующих лиц. Дождь, пот, листок подорожника, кто-то. Какие части речи люди используют для названия предметов. Существительные, местоимения. Но пока никто не назвал автора — главного персонажа любого художественного текста. В каком предложении писатель четко выражает отношение к миру, состояние? Хочется очеловечить каждую травинку. Писатель, говоря о себе, использует глаголы: хочется, очеловечить. Хочется очеловечить. Очеловечить для тебя, читатель. Мир для писателя живой! Какие глаголы использованы для описания подорожника? Хочется, мечтается. Какими качествами наделяет автор своего героя? Бодрый, скромный, застенчивый. Прилагательные указывают на такие же качества, какие имеет человек. (Как-то неловко сейчас себя чувствуем: ступаем по подорожнику, по траве, топчем, а они... живые.)

Подорожник. Этим словом мы назовем и полюбившийся нам, ставший и для нас родным подорожник, увиденный писателем, и любой другой подорожник. В этом слове заключено смысловое значение (ученые называют его лексическим значением).

А еще слово подорожник имеет грамматическое значение. Что мы можем рассказать о слове с точки зрения грамматики, как о части речи? Имя существительное, отвечает на вопрос что?., и т. д.

Вывод. Слово имеет значения: 1) смысловое (лексическое) (что обозначает?); 2) грамматическое (грамматические признаки какой части имеет?).


4. Выводы урока. Что нового узнали?


5. Домашнее задание. Повторить правило. Подобрать: слова, одинаково звучащие, но имеющие разное лексическое и грамматическое значения, например стекло.






Для любых предложений по сайту: [email protected]