Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. Повторение теоретических сведений по теме. Творческий диктант на лингвистическую тему (устно). Работа в парах.
Закончим предложения. Текст на карточках.
Признаки прилагательных указывают на качества предметов, (например, ...), на отношения между предметами, (например, ...), на принадлежность какого-либо предмета другому, (например, ...). Имена прилагательные изменяются по... (родам, числам, падежам). Грамматические значения выражаются при помощи... (окончаний). Имя прилагательное в роли определения согласуется с существительным в роде, числе, падеже, а в роли сказуемого — ...(в роде, числе). Например, ...
2. Словарный диктант с элементами словообразования.
Образуем от имен существительных, названий животных, птиц, рыб, насекомых, новые слова-прилагательные с помощью суффикса -ин-.
Гусь → гус-ин-ый, лебедь → ..., журавль → ..., лев → ..., пчела → ..., лось → .... крыса → ..., лошадь → ..., мышь → ..., муравей → ..., соловей → ..., стрекоза → ...
3. Творческий диктант и редактирование текста (дан на карточке);
Учитель. Перенесемся мыслями в жаркое, душное лето, в мачтовый сосновый бор. К могучим, стройным соснам-великанам переносит нас певец русского леса И. И. Шишкин. Прочитаем текст, исправим ошибки в использовании форм полных и кратких прилагательных, введем слова-признаки.
Объясним орфограммы, постановку знаков препинания. Проведем морфологический разбор слов лесных чащ, морфемный разбор слова вековым. Выпишем для синтаксического разбора одно из сложных предложений.
Дремуч северный лес.
Шишкин часто выводит зрителя на солнечные опушки лесных чащ. Вот и в «Корабельной роще» пишет он залитую солнцем поляну с могучими вековыми соснами. Только не видим мы ни верхушек, ни (знойного...) неба, потому что пейзажист подчеркивает срезанной рамой большую высоту и мощь (величественных...) деревьев. На переднем плане изображен ручей с (живописной...) влагой. Вода прозрачна и чистая, сквозь нее видны даже маленькие камешки.
Для изображения (жаркого...) августовского дня художник выбирает золотистый колорит. Красной медью отливает чешуя (исполинских...) стволов. Желтеет песок по берегам ручья. Теплый зеленый тон приобрела под обжигающими солнечными лучами хвоя.
«Корабельная роща» И.И. Шишкина — и по композиции, и по колориту полотно цельное и монументальное.
4. Работа с текстом.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
Первый вариант — упражнение по учебнику.
Второй вариант — сочинение лингвистической сказки о роли прилагательных в нашей речи.