Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО НА ОСНОВЕ ИЗОБРАЖЕННОГО (ГРАФИКА Е. И. ЧАРУШИНА) - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Справка. Чарушин Евгений Иванович (1901—1965), писатель, график-анималист. Родился в г. Вятке (ныне: г. Киров). Учился в Академии художеств в г. Ленинграде. Работал как художник-иллюстратор детских книг. Им проиллюстрировано более 120 книг. Писал рассказы для детей. Создавал театральные декорации. Лепил скульптуры зверей.
1. Беседа о творчестве писателя и художника Е. И. Чарушина.
Учитель. Какими изображает художник животных? Лисята у него хитрые. Медвежата шаловливые. Рыси ласковые, как котята. Волчата — забавные мягкие игрушки. Какое чувство у вас вызывают образы детенышей животных? Как относится автор к персонажам своих рисунков?
2. Орфографическая и речевая подготовка к сочинениям.
2.1. Работа со статьями Толково-сочетаемостного словаря искусства анималист, анималистический жанр (Приложение 2).
2.2. Составление словаря речевых оборотов.
Хочется погладить, поиграть, потрогать, поговорить...
Образы зверей / зверята Чарушина / четвероногие персонажи
вызывают (симпатию, интерес...);
привлекают (внимание);
забавны;
занимательны;
достойны (заботы, внимания, симпатии...);
малы;
любопытны;
неуклюжи;
осторожны;
потешны;
прелестны;
премилы;
трогательны...
Взгляд животных
наивен;
осмыслен;
умен...
2.3. Из словарных статей Толково-сочетаемостного словаря искусства анималист, анималистический жанр выпишите словосочетания, предложения, которые можно использовать в сочинении-описании выбранного рисунка животного.
2.4. Конструирование предложений.
Художник (график, анималист, рисовальщик) |
мастерски, мелкими штрихами, несколькими мазками... |
умеет передать |
мягкий мех молодого животного, теплую шерсть барана, пух рябчика, густой мех бурого медведя |
с чувством восторга, любовно... |
изображает |
молодых животных... |
|
понимает |
характер животного... |
||
превосходно, досконально... |
знает |
повадки зверя... |
|
пробуждает |
интерес, любовь к животным, активное отношение к миру... |
||
к героям своих рисунков, к зверюшкам... |
вызывает |
любовное отношение, живую реакцию... |
|
сочувствует |
малышам... |
||
способен передать |
характер, настроение животного... |
Работы художника, рисунки... |
вызывают |
живую реакцию... |
пробуждают |
интерес, любовь к животным... |
|
выполнены |
с любовью, теплотой, непосредственностью... |
|
изумительны. |
||
эмоциональны. |
2.4. Повторение композиции описания в художественном стиле.
3. Творческая работа.
Выбор рисунка для описания.
Возможные заголовки: Новая встреча с миром природы. Забавное знакомство. Ты мне нравишься, милый волчонок (Томка, медвежонок, зайчишка...)! Не бойся, малыш! Давай поиграем...!
4. Работа с черновиком. Совершенствование написанного.
5. Домашнее задание. Закончить сочинение.