ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ - ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1. Изучение темы.

1.1. Работа с дидактическим материалом учебника. Синтаксический разбор предложения Белый заяц тоже бел.

Вывод о грамматических и синтаксических свойствах кратких прилагательных.

1.2. Синтаксический разбор.

1.3. Словарный диктант с элементами формообразования. Учитель. Запишем полные и краткие формы прилагательных. Какое фонетическое явление наблюдаем в корне слова?

чест-н-ый — честен-[ ]

известн-ый — ...

опас-н-ый — ...

цел-ост-н-ый

чуд-ес-н-ый — ...

доблест-н-ый — ...

искусн-ый — ...

ярост-н-ый — ...

1.4. Отгадайте загадку.

Комовато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И тяскло, и кисло,

И пресно, и вкусно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И твердо, и ломко,

И черно, и бело,

И всем людям мило. (Хлеб)

1.5. Из истории языка.

Когда-то краткие прилагательные были определениями и изменялись по падежам. Эти формы еще сохранились в устном народном творчестве ( красна девица, зелена трава, на добра коня, по чисту полю...), в оборотах (от мала до велика, на босу ногу, средь бела дня...).

1.6. Диктант. Неполный синтаксический разбор предложения: определение грамматической основы, составление схемы предложения, выявление синтаксической роли кратких прилагательных.

Много названий было в Древней Руси у первого летнего месяца. Название светозар июнь получил за то, что заря в это время особенно светла. Светлояр — за то, что ярок июнь. Еще сохранилось название розан-цвет, потому что мир становится разноцветен от цветущих растений. Названием изок месяц обязан стрекотанию кузнечиков. Млечень — самый светлый месяц, месяц длинных дней и белых ночей.

Всеми любим месяц, красен солнцем и теплом.

1.7. Работа с текстом.

Найдем полные и краткие прилагательные. Какими членами предложения они являются? Определим их роль в создании художественного образа.

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! Блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Е. А. Баратынский


2. Самостоятельная работа.


3. Вывод урока. Назовите грамматические и синтаксические особенности кратких прилагательных.


4. Домашнее задание — упражнение по учебнику.






Для любых предложений по сайту: [email protected]