Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ Е - И В ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (ЗАКРЕПЛЕНИЕ) - ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. Проверка домашнего задания. Повторение способов решения орфографических задач.
2. Актуализация знаний.
2.1. Учитель. Составим словосочетания, включив в них данные зависимые слова. Сделаем синтаксический разбор одного из словосочетаний:
На окраине, о замечании, к площадке, из-за демонстрации, в сокращении, принцессе, на побережье, по формуле, при описании.
2.2. Работа с текстом.
Что восхищает поэта в Альпах? Почему вопреки тому, что там «обитает ужас», поэта тянет в нелюдимый, суровый край? Какие предложения использует поэт для выражения своих чувств?
Объясним правописание изучаемой орфограммы. Составим схему сложного предложения с прямой речью. Спишем (запомним?) понравившееся четверостишие.
Альпийские ледники
Сырая мгла лежит в ущелье,
А там, как призраки легки,
В стыдливом девственном веселье,
В багрянце утра — ледники!
Какою жизнью веет новой
Мне с этой снежной вышины,
Из этой чистой, бирюзовой
И света полной глубины!
Там, знаю, ужас обитает,
И нет людского там следа,
Но сердце точно отвечает
На чей-то зов: «Туда! Туда!»
А. Н. Майков
3. Творческий диктант. Закончите предложения, выразив свое понимание пейзажа И. И. Левитана «Весна. Большая вода. 1897 г.»
Объясним правописание окончаний существительных.
В половодье все на земле ждет теплого солнца. Ждут его и тоненькие березки, что озябли в холодной воде. Даже в отражении их в синем зеркале водной поверхности звучит мотив беззащитности и тоски по теплу. Колорит картины помогает почувствовать... (ожидание природой нового праздника; готовность солнца подарить жизнь зелени...). В ощущении радости писал свое полотно художник и пожелал нам (жить в любви и согласии с природой; восхищаться очарованием русской земли; беречь красоту родного края...).
4. Вывод. Повторение правописания окончаний существительных.
5. Домашнее задание — упражнение по учебнику.