Конспекты уроков для учителя русского языка 5 класс
ОРФОГРАММА «БУКВЫ И, У, А ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Проверка домашнего задания.
1.1. Анализ сочинений «Мы едем в лес».
1.2. Слова с непроизносимыми согласными звуками и пятью буквами — агентство, безмолвствовать. Нахождение и объяснение орфограмм в словах. Этимологическая справка. Агент (от лат.ago — привожу в движение) — 1) уполномоченный; 2) шпион.
1.3. Игра «Следопыты ищут т».
На доске написаны слова. Определим, на какую орфограмму подобран материал. Вспомним правило. Учитель читает слово (необязательно в порядке записи) — ученики хлопают в ладоши, если в слове есть буква т, и хором говорят проверочное слово. В случае затруднения слово записывается.
стн |
сн |
злостный |
вкусный |
окрестный |
гласный |
местный |
интересный |
участник |
опасный |
счастливый |
небесный |
неизвестный |
безопасный |
грустный |
чудесный |
ненастный |
прекрасный |
прелестный |
ужасный |
устный |
искусный |
уместный |
напрасный |
постный |
колбасный |
радостный |
|
редкостный |
|
несчастный |
|
честный |
|
причастный |
2. Повторение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2.1. Работа с таблицей «Гласные в корне слова».
Читаем примеры, называем опознавательные признаки орфограммы. После шипящих слышится [ы], [у], [а]. Вспоминаем правило, приводим примеры.
2.2. Составление алгоритма действий.
1 шаг — надо услышать в слове шипящий звук;
2 шаг — писать жи-ши, ча-ща, чу-щу.
3. Актуализация знаний.
3.1. Учитель диктует слово, ученики составляют словосочетание, объясняют орфограммы.
Участвуешь в соревновании, частное предприятие, ежечасная забота, несчастный случай, не чувствуешь боли,расчудесное впечатление, начало учащаться.
Сочетания букв жи-ши, ча-ща, чу-щу встречаются не только в корне, но и в суффиксе, например, в суффиксе -чат-, на стыке корня и суффикса, корня и окончания.
Бревно → бревенчатый амбар. Узор → узорчатый наличник. Стрела → стрельчатое окно. Створка → створчатые двери. Ступенька → ступенчатый подъем на гору. Трепещут → трепещущая рыбка, трепещущую листву. Цветут → цветущая ромашка, на цветущую поляну. Оживают → оживающая природа. Приближаются → приближающаяся осень. Возвращаются → возвращающуюся зайчиху.
3.2. Запоминание слов-исключений.
Учитель. Есть такой забавный стишок:
Парашют, жюри, брошюра.
Ты всегда пиши, как Юра.
Почему эти слова пишут иначе, чем следует по правилу? Этимологический анализ.
Парашют (от фр. para — против, chute — падение) — устройство для замедления скорости падения в воздухе каких-либо предметов.
Жюри (от фр. jury) — группа знающих лиц, избранных для присуждения наград.
Брошюра (от фр. brocher — сшивать, скалывать) — небольшого объема тоненькая книжка в мягкой бумажной обложке.
4. Актуализация знаний.
4.1. Упражнение «Различаем слова по смыслу». Объясняем орфограммы.
Деревенский старожил сад колхозный сторожил.
Проживал (жил) недалеко — прожевал (жеваный, чередование звуков, ударного Е в корне слова нет) пищу.
Умолять (молит) о пощаде — умалять (мал) достигнутое.
Обежать (бег) вокруг площадки — обижать (обида) малыша.
4.2. Подготовка к диктанту.
Выпишем слова с орфограммами: проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова.
5. Работа с текстом, данным на карточке. Свободный диктант.
Мы снова обращаемся к великолепной лирической прозе Павла Павловича Маракулина о живительных связях человека и растения. Прочитаем о том, как люди относились к дубу. Есть ли у Вас дерево, которое Вы особо почитаете, выделяете среди других? Отметим слова с изученными орфограммами. Запишем текст по памяти. Сверим написанное с текстом на карточке.
В далекой древности дуб считался священным деревом. Все важные вопросы, войны и мира решались обычно под сенью дубрав. Поверье гласит, что дубовая кора и древесина способны какими- то тайными, чудесными путями благоприятно, проясняюще действовать на наш мозг, заряжать человека мудростью.
П. П. Маракулин
6. Вывод урока. Какие орфограммы мы повторили на уроке?
7. Домашнее задание. Сочинение. Вам снова предстоит рассказывать о летних деньках. Жду новых ярких сочинений-воспоминаний. Главное — поведать о собственном состоянии, настроении.