Сочинение по картине И. И. Левитана Тихая обитель - 9 класс

Русский язык - все сочинения по картинам из учебников 5-9 классов С. И. Львова - 2015 год

Сочинение по картине И. И. Левитана Тихая обитель - 9 класс

Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в местечке Кибартай в Литве в небогатой еврейской семье. Отец прилагал все усилия к тому, чтобы дети получили достойное образование. В начале 1870 гг. семья перебралась в Москву, где вскоре старший брат Исаака Ильича поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через пару лет в то же учебное заведение поступил Исаак Ильич.

Способности братьев, в особенности Исаака, быстро привлекли внимание наставников, среди которых были такие выдающиеся мастера, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов и В. Д. Поленов.

В то же время семью одно за другим преследовали несчастья. Сначала умерла мать, затем тяжело заболел отец, материальное положение настолько ухудшилось, что руководство училища периодически оказывало братьям материальную помощь и даже освободило их от оплаты обучения.

Когда умер отец, для осиротевших детей — а кроме брата, у Исаака, было ещё две сестры — наступила особенно тяжкая нужда. Когда в 1885 г. Исаак Левитан окончил училище, диплома он не получил. Хотя через некоторое время к нему пришли признание и деньги, здоровье молодого человека оказалось серьёзно подорвано годами нищеты. Он прожил всего 39 лет, но за свою короткую жизнь успел создать немало гениальных полотен. На своих картинах Левитан с пронзительной убедительностью показал красоту среднерусского пейзажа, которую до него не признавали и не замечали.

Картина “Тихая обитель”, которая в настоящее время хранится в Третьяковской галерее, была написана в 1890 г., вскоре после возвращения Левитана из его первой поездки, за границу. На всеобщее обозрение картина была представлена в 1891 г. на одной из выставок, организованных Товариществом передвижных художественных выставок (“передвижниками”). Это полотно принесло Левитану широкую известность. Хотя он рисовал и выставлялся и раньше, есть мнение, что именно в “Тихой обители” впервые проявилась его самобытная манера, позволяющая раскрыть прелесть неброского русского пейзажа.

В частности, художник А. Н. Бенуа, современник Левитана, так отзывался о его творчестве: “В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление “Тихой обители” произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало...”.

Но не только собратья по искусству — и просто любители живописи обратили внимание на “Тихую обитель” Левитана. На выставку приходили по несколько раз, чтобы вновь и вновь взглянуть на полотно, благодарили художника за ощущение мира и покоя, запечатлённое в картине.

Интересно, что картина “Тихая обитель” не является точным художественным воспроизведением конкретной местности. Согласно сохранившимся воспоминаниям, замысел подобной картины возник у художника за несколько лет до её создания, в 1887 г., под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём близ Звенигорода. Но на картине нашли воплощение образы двух монастырей, расположенных в разных местностях. Это уже упомянутый Саввино-Сторожёвский монастырь под Звенигородом и Кривозерский (называемый также Кривоезерский и Кривоозерский) близ Юрьевца на Волге.

Судьба этих монастырей сложилась по-разному. Кривозерский монастырь не сохранился — но остался образ, запечатлённый Левитаном, и не только в “Тихой обители”. Похожий монастырь художник изобразил и на другой картине, созданной чуть позже — “Вечерний звон”. Это полотно также находится в Третьяковской галерее. А монастырь после революции 1917 г. был закрыт, в 50-х гг. XX в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Саввино-Сторожёвский монастырь тоже закрывали, но ему повезло больше, в 1995 г. началось его восстановление, ныне он действующий.

Итак, “Тихая обитель” является пейзажем, созданным воображением художника, соединившего фрагменты реально существующих местностей. Но главное не это, а настроение, которое создаёт картина, чувство, которым она пронизана.

Интересно, что в повести А. П. Чехова “Три года” есть описание картины, по сюжету очень похожей на “Тихую обитель”. В одном из эпизодов героиня, пришедшая на выставку живописи, заворожено рассматривает картину, где “на переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле... А вдали догорает вечерняя заря. (...) И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз (...) и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного”.

Действительно, значительную часть переднего плана картины — почти половину по горизонтали — занимает изображение реки. В самом низу полотна кусочек берега, с которого и “смотрит” вдаль художник. Бережок, густо поросший травой и кустарником, пересекает тропинка, ведущая к деревянному мостику, переброшенному через реку. На противоположном берегу продолжением мостика выступает тропинка, которая разветвляется в две стороны. Мостик сильно обветшал: дерево потемнело, в настиле местами не хватает досок.

Противоположный берег зарос лесом, из гущи которого тянутся к небу купола двух храмов. Справа — пятиглавый: большой купол в центре, по углам по куполу поменьше. Неподалёку от этой церкви, чуть левее, виднеется ещё один небольшой купол. Судя по сохранившимся фотографиям Кривозерского монастыря, он и послужил прототипом церкви в правой части “Тихой обители”. Стены храма белые, а четырёхскатная крыша и купола зелёные, словно нарочно под цвет окружающего леса.

В левой части картины изображена одноглавая церковь с колокольней, “моделью” для которой стала Саввино-Сторожёвская обитель. И снова — белый и зелёный цвета: белые стены храма и колокольни, зелёная крыша, с которой поднимается небольшой купол церкви. А надо всем этим — речкой, ветхим мостиком, величественными куполами храмов — ясное небо, по которому неторопливо плывут облака, озарённые закатными отблесками.

Дальний лесистый берег с храмами и небо с облаками отражаются в воде, как в зеркале. Художник живо воссоздал атмосферу летнего дня, точнее, вечера, когда ещё светло. И ощущение тишины — не только физической тишины, отсутствие лишних звуков, кроме звуков природы — но и тишины внутренней, умиротворённого созерцания, тоже явственно ощущается при взгляде на картину Левитана. Удивительно, как посредством красок удалось это передать; удивительно вдвойне, если вспомнить, что жизнь самого художника была полна тревог и невзгод, что он был серьёзно болен и подвержен приступам тяжёлой меланхолии. Видимо, истинный мастер, когда творит, живёт иной жизнью, чем в остальное время. Какие бы бури не тревожили душу самого художника, на его картине — тихий уголок душевного покоя, в лесной глуши, вдали от земных соблазнов...






Для любых предложений по сайту: [email protected]